Войска территориальной обороны Беларуси и соседних стран: состав и задачи
18:05 09.03.2022 (обновлено: 12:37 23.08.2023)
© Sputnik / Виктор ТолочкоБелорусские силовики на белорусско-польской границе на охране лагеря мигрантов
© Sputnik / Виктор Толочко
Подписаться
Военная безопасность и вооруженная защита как особый вид государственной деятельности в настоящее время стали неотъемлемой частью обеспечения независимости любого государства.
Одним из наиболее действенных и эффективных способов решения проблемы достижения оптимального соотношения между требуемым уровнем обеспечения военной безопасности государства и военными расходами является создание резерва регулярных вооруженных сил в лице территориальных войск (ТВ).
Кроме того, мировой военно-исторический опыт, сравнительный анализ военных конфликтов последних лет подтверждают тот факт, что только придав обороне государства всеобщий и всенародный характер, то есть используя территориальную оборону (ТерО), можно защитить суверенитет, независимость и территориальную целостность.
Исторический экскурс
Исторически защита государства основывалась на создании военных дружин (прообраз современной армии) и народного ополчения (прообраз ТВ). Со времен Киевской Руси идея защиты государства с привлечением гражданского населения проявлялась в форме ополчения, состоявшего из горожан и крестьян. Народное ополчение собиралось во время внешней угрозы и составляло основную военную силу.
Дальнейшее развитие такая форма получила в Великом Княжестве Литовском и Царской России через формирование земского войска. При этом формирование войска проводилось по повятам (губерниям) в зависимости от направления угроз и удаления противника. Особая роль при этом отводилась местной шляхте (дворянству), на которое возлагалось руководство формированием земского войска. Обеспечение материальными и другими средствами, в том числе вооружением осуществлялось за счет местных ресурсов.
В период Крымской войны (1853-1856 гг.) свое развитие народное ополчение получило в виде государственного подвижного ополчения, предназначенного не только для защиты своей территории, но и смежных губерний, а также пополнения частей кадровой армии.
С 1874 по 1917 год государственное ополчение являлось частью вооруженных сил Российской империи и предназначалось для пополнения частей действующей армии, выполнения вспомогательных мероприятий.
В Советской России, а позже в СССР функции и задачи территориальной обороны были возложены на систему гражданской обороны.
А как у них?
Многие страны применяют территориальный принцип построения обороны государства, основанный на привлечении воинских формирований дополнительно к существующим регулярным вооруженным силам. Такие формирования имеют различный вид военных, военизированных, полувоенных подразделений территориально прикрепленных к районам (регионам) их отмобилизования и выполнения задач по предназначению.
В то же время назначение и численность войск территориальной обороны варьируется от страны к стране. Так, к примеру, в Норвегии численность краевой обороны в случае войны составляет 85 тыс. человек, в Украине – 130 тыс., в Сербии до 1 млн. военнослужащих.
Поэтому в разных странах существуют различные подходы к созданию территориальных войск и их применению по предназначению.
Польша
К 2014 году система территориальной обороны Польши была представлена лишь воеводскими военными штабами (16 – по количеству воеводств), на которые возлагались задачи организации учета военнообязанных, обеспечения комплектования личным составом национальных сил резерва, осуществления взаимодействия с местными органами управления по вопросам территориальной обороны. Войска ТерО Польши предполагалось формировать непосредственно в угрожаемый период в целях защиты национальной территории во взаимодействии с частями регулярной армии.
Однако в связи с резким обострением ситуации на юго-востоке Украины в 2014 году польское руководство приняло решение провести кардинальную реформу системы ТерО государства. В рамках реализации данной задачи была разработана концепция развития ТерО, регламентирующая деятельность соответствующих органов управления и воинских формирований.
Согласно разработанной концепции, в 2021 году был создан новый вид вооруженных сил – войска территориальной обороны, в состав которого вошли 17 бригад ТерО (по одной бригаде в каждом воеводстве и две – в Мазовецком (крупнейшее воеводство, на территории которого находится столица государства - Варшава).
Численность каждой бригады составляет 3–4 тысячи человек. На вооружении частей ТерО состоит стрелковое оружие, минометы, противотанковые средства, переносные ЗРК, беспилотные авиационные комплексы и инженерная техника. Комплектование подразделений ТерО осуществляется за счет кадровых военнослужащих, изъявивших желание проходить службу в формированиях ТерО, а также приписного состава, формируемого из военнослужащих запаса и гражданских лиц.
В интересах подготовки приписного состава войск ТерО организованы подготовительные курсы на базе регулярных частей. Продолжительность обучения для гражданских лиц, не имеющих военной специальности, составляет 65 суток. В качестве инструкторов в ходе обучения выступают военнослужащие подразделений ССО Польши. Подготовка руководящего состава для войск ТерО организована на базе военно-технической академии (Варшава) и академии сухопутных войск (Вроцлав). Срок обучения составляет 6 – 12 месяцев.
В соответствии с планом строительства вооруженных сил к 2025 году войска ТерО Польши должны достигнуть полной оперативной готовности с общей численностью 53 тыс. человек.
Литва
Войска ТерО Литвы представляют собой добровольные силы охраны края (ДСОК), в состав которых входят шесть районов ТерО: № 1 (Алитус), № 2 (Каунас), № 3 (Клайпеда), № 5 (Паневежис), № 6 (Шяуляй), № 8 (Вильнюс). Каждый район организационно состоит из штаба и гарнизона территориальных войск (сил), который включает в себя подразделения обеспечения и до десяти пехотных рот. Всего в ДСОК насчитывается 62 роты, в том числе шесть штабных и обеспечения, 54 пехотные, военно-гражданского сотрудничества и медицинская.
Численность ДСОК в мирное время составляет около 5 тыс. военнослужащих. В угрожаемый период численность войск ТерО может быть доведена до 25-30 тыс. человек.
Латвия
Войска ТерО Латвии (по национальной терминологии – "Земессардзе", в переводе с латвийского – "Стража Земли") включают четыре пехотных бригады ТерО (1 пбр "Рижская" (Рига), 2 пбр "Видземская" (Валмиера), 3 пбр "Латгальская" (Резекне), 4 пбр "Курземская" (Кулдига), в составе которых насчитывается 20 батальонов (12 пехотных, четыре боевой поддержки, четыре обеспечения) и рота РХБЗ. Кроме того, в непосредственном подчинении командующего войсками ТерО находятся подразделение киберзащиты и взвод психологических операций.
В соответствии с утвержденным "Планом развития войск территориальной обороны на 2018–2027 годы" и с целью дальнейшего совершенствования "Земессардзе" предписано до 2023 года, в дополнение к уже созданным четырем ротам повышенной готовности, сформировать еще 18 рот. Также к указанному сроку будут дополнительно созданы еще два пехотных батальона в Риге и Бауске, а также дивизион ПВО (Даугавпилс). В результате проведения указанных мероприятий численность приписного состава войск ТерО будет увеличена с 9,5 тыс. до 13 тыс. человек.
Необходимо отметить, что в ближнесрочной перспективе предполагается наращивание и темпов технического оснащения "Земессардзе". В частности, на вооружение войск ТерО планируется поставить до 155 транспортных средств повышенной проходимости, противотанковые ракетные комплексы "Джавелин" и др. вооружение. Всего на реализацию планов по развитию войск ТерО до 2027 года предусмотрено выделить до 70 млн евро.
Украина
Организация ТерО Украины на всей территории возложена на генеральный штаб вооруженных сил страны, а на территориях областей – на областные государственные администрации в пределах их полномочий.
На ТерО Украины возложены следующие задачи:
охрана и защита государственной границы;
обеспечение условий для надежного функционирования органов государственной власти и военного управления;
охрана и оборона важных объектов и коммуникаций;
борьба с диверсионно-разведывательными силами и антигосударственными незаконно образованными вооруженными формированиями;
организация и осуществление эвакуационных мероприятий;
проведение аварийно-спасательных и иных неотложных работ в опасных районах;
защита населения от последствий военных действий, аварий (разрушений) обусловленных применением средств поражения, террористическими актами и диверсиями;
поддержание правового режима военного положения.
Всего в угрожаемый период (военное время) в Украине планируется к развертыванию до 25 бригад ТВ (по одной бригаде формируется в каждой области и одна – в столице государства) общей численностью до 130 тыс. военнослужащих.
Однако как говорится в пословице: "гладко было на бумаге…" В последние годы, украинское руководство, сосредоточившись на создании самой "мощной" в Европе регулярной армии, накачке ее современными образцами вооружения, вопросам развития ТВ должного внимания не уделяло. Финансирование ТВ в ряде областей осуществлялось по остаточному принципу, в других областях – не осуществлялось в принципе, обучение резервистов в ходе сборовых мероприятий и учений не проводилось. Результат такого наплевательского отношения к территориальной обороне как говорится налицо.
Созданные в спешном порядке, из необученных резервистов, части и подразделения ТВ фактически превратились в вооруженные банды мародеров, способные лишь вести "дружественный" огонь по своим же сослуживцам, военнослужащим других силовых ведомств, либо расстреливать мирных граждан приняв их за русских диверсантов. Во всех остальных случаях так называемые военнослужащие ТВ практически никакого сопротивления российским частям не оказывают, массово бросая вооружение, технику и оставляя позиции.
Территориальная оборона Беларуси
Территориальные войска в Беларуси появились не на ровном месте. Решение на их формирование принял лично президент страны. При строительстве ТВ учитывался передовой опыт формирования аналогичных структур в таких странах как США, ФРГ, Австрия, Норвегия, а также исторический опыт создания народного ополчения (земского войска) в Великом Княжестве Литовском и Российской Империи.
В отличие от регулярных Вооруженных Сил, территориальные войска Республики Беларусь отмобилизовываются только в условиях военной угрозы или развязывания агрессии против страны, в мирное же время, в условиях отсутствия военной угрозы, они формируются исключительно для проведения учений и военных сборов.
Основными задачами, решаемыми силами ТерО Республики Беларусь, являются:
охрана и оборона объектов ТерО;
выполнение отдельных боевых задач совместно с частями Вооруженных Сил при отражении акта вооруженной агрессии;
борьба с диверсантами противника;
ведение партизанской борьбы;
участие в охране Государственной границы;
участие в ликвидации последствий применения противником оружия;
участие в выполнении мероприятий по обеспечению режима военного положения;
участие в выполнении других мероприятий по обороне республики.
В Беларуси создана достаточно гибкая система управления территориальной обороной.
Общее руководство территориальной обороной осуществляет президент - Главнокомандующий Вооруженными Силами. Также в системе управления территориальной обороной важную роль играет Генеральный штаб, который организует территориальную оборону, координирует деятельность государственных органов и иных организаций, территориальных войск по выполнению задач территориальной обороны в мирное и в военное время.
Республика Беларусь разделена на семь зон территориальной обороны, территориально соответствующих областям и городу Минску. Начальниками зон территориальной обороны являются председатели областных исполкомов, а также председатель Минского городского исполкома, которые в военное время возглавляют соответствующие советы обороны. Зоны ТерО включают в себя районы ТерО в границах административных районов Республики Беларусь.
К воинским частям ТВ относятся отдельные стрелковые батальоны и отдельные стрелковые роты, численность и состав которых варьируется в зависимости от стоящих перед зоной (районом) ТерО задач.
Несмотря на схожие задачи, принципы подготовки и формирования ТВ Беларуси и Украины, повторение ситуации, сложившейся с украинскими ТВ в ходе последних событий в Украине у нас в стране в принципе невозможно по целому ряду причин. Вот основные из них:
первая: с момента образования в РБ территориальной обороны с органами управления и подразделениями ТВ регулярно (по несколько раз в год) проводятся различные мероприятия: учения, сборы, боевые стрельбы (сборы с командным составом и военнослужащими ТВ, проведенные с 1 по 4 марта т.г. тому пример);
вторая: при формировании списков военнослужащих, предназначенных для комплектования ТВ, осуществляется жесткий профессиональный и психологический отбор кандидатов, т.е. никакой воинствующий "невероятный бчбэшник" попасть в подразделение ТВ не может в принципе;
третья и, пожалуй, самая важная: все проблемные вопросы, связанные с формированием, обеспечением и боевой подготовкой ТВ находятся на постоянном контроле не только председателей областных (районных) исполкомов, офицеров Генерального штаба Вооруженных Сил, но и главы государства!
Давно известно, что победы в войнах одерживаются не армиями, а народами. В этой связи действия военно-политического руководства Беларуси по постоянному совершенствованию национальной системы ТерО указывают на то, что данный процесс рассматривается им как одно из важнейших направлений деятельности по укреплению военной безопасности государства. При этом созданная система ТерО позволяет сформировать условия для обеспечения устойчивого функционирования государственных органов, объектов экономики и инфраструктуры как в условиях мирного, так и военного времени, а также высвободить части регулярных Вооруженных Сил от выполнения несвойственных им задач.
Несмотря на обширный перечень задач, возложенный на территориальную оборону, основной целью ее создания является, прежде всего, придание обороне государства всенародного характера и осознание каждым гражданином страны своей причастности к защите Родины!
>>> Самая актуальная информация о ситуации вокруг Украины – в Telegram-канале Sputnik Беларусь
Читайте также:
Минобороны России пояснило, что означают буквы на военной технике
Путин поблагодарил Лукашенко за организацию переговоров России и Украины
Минобороны объяснило, в каких случаях белорусам может прийти повестка