Легенда кино Андрей Тарковский: 90 лет со дня рождения (фото из архива)
Андрей Тарковский родился 4 апреля 1932 года в семье поэта Арсения Тарковского. До войны жили в Москве, затем мать увезла его в дом к родным в Юрьевец, но даже после возвращения в Москву тот дом стал для режиссера образом отчего дома, воссозданном в фильме "Зеркало".
Андрей Тарковский родился 4 апреля 1932 года в семье поэта Арсения Тарковского. До войны жили в Москве, затем мать увезла его в дом к родным в Юрьевец, но даже после возвращения в Москву тот дом стал для режиссера образом отчего дома, воссозданном в фильме "Зеркало".
Андрей Тарковский на съемках дипломного фильма "Каток и скрипка".
После работы в тайге поступил во ВГИК, который окончил с отличием. "В свое время я пережил очень трудный момент. В общем, я попал в дурную компанию, будучи молодым. Мать меня спасла очень странным образом— она устроила меня в геологическую партию. Я работал там коллектором, почти рабочим, в тайге, в Сибири. И это осталось самым лучшим воспоминанием в моей жизни. Мне было тогда 20 лет… Все это укрепило меня в решении стать кинорежиссером".
Андрей Тарковский на съемках дипломного фильма "Каток и скрипка".
После работы в тайге поступил во ВГИК, который окончил с отличием. "В свое время я пережил очень трудный момент. В общем, я попал в дурную компанию, будучи молодым. Мать меня спасла очень странным образом— она устроила меня в геологическую партию. Я работал там коллектором, почти рабочим, в тайге, в Сибири. И это осталось самым лучшим воспоминанием в моей жизни. Мне было тогда 20 лет… Все это укрепило меня в решении стать кинорежиссером".
Получив разрешение поставить "Каток и скрипку" в качестве дипломной работы, Тарковский привлек к съемкам молодого оператора Вадима Юсова. Вместе они будут работать над лентами "Иваново детство", "Андрей Рублев" и "Солярис".
Эта первая совместная работа Тарковского и Юсова, отмеченная раскрепощенностью камеры и цветовой выразительностью, получила первый приз на фестивале студенческих фильмов в Нью-Йорке в 1961 году.
Получив разрешение поставить "Каток и скрипку" в качестве дипломной работы, Тарковский привлек к съемкам молодого оператора Вадима Юсова. Вместе они будут работать над лентами "Иваново детство", "Андрей Рублев" и "Солярис".
Эта первая совместная работа Тарковского и Юсова, отмеченная раскрепощенностью камеры и цветовой выразительностью, получила первый приз на фестивале студенческих фильмов в Нью-Йорке в 1961 году.
Молодые кинематографисты Андрей Тарковский (слева) и Андрей Кончаловский обсуждают новый сценарий.
"Мы с Тарковским росли под знаком отрицания многого из того, что было в кинематографе. Нам казалось, что мы знаем, как делать настоящее кино. Главная правда— в фактуре, чтобы было видно, что все подлинное— камень, песок, пот, трещины в стене. Не должно быть грима, штукатурки, скрывающей живую фактуру кожи. Костюмы должны быть неглаженые, нестираные. Мы не признавали голливудскую или, что было для нас то же, сталинскую эстетику. Ощущение было, что мир лежит у наших ног, нет преград, которые нам не под силу одолеть", - вспоминал Кончаловский.
Молодые кинематографисты Андрей Тарковский (слева) и Андрей Кончаловский обсуждают новый сценарий.
"Мы с Тарковским росли под знаком отрицания многого из того, что было в кинематографе. Нам казалось, что мы знаем, как делать настоящее кино. Главная правда— в фактуре, чтобы было видно, что все подлинное— камень, песок, пот, трещины в стене. Не должно быть грима, штукатурки, скрывающей живую фактуру кожи. Костюмы должны быть неглаженые, нестираные. Мы не признавали голливудскую или, что было для нас то же, сталинскую эстетику. Ощущение было, что мир лежит у наших ног, нет преград, которые нам не под силу одолеть", - вспоминал Кончаловский.
Кинокадр из художественного фильма "Иваново детство". Режиссер Андрей Тарковский. В роли Ивана - Коля Бурляев.
"Иваново детство" стало первой полнометражной работой режиссера. Это пронзительная история мальчика, в жизнь которого ворвалась война.
Кинокадр из художественного фильма "Иваново детство". Режиссер Андрей Тарковский. В роли Ивана - Коля Бурляев.
"Иваново детство" стало первой полнометражной работой режиссера. Это пронзительная история мальчика, в жизнь которого ворвалась война.
Как рассказывал сын Андрей Тарковский-младший, "отец говорил, что лучше всего смотреть его фильмы глазами ребенка. Ребенок непосредственно воспринимает мир, у него нет никаких заранее выстроенных преград, созданных образованием или жизненным опытом. Ребенок может принять, но может и отторгнуть. Тарковский считал, что его картины нужно смотреть именно таким образом".
Как рассказывал сын Андрей Тарковский-младший, "отец говорил, что лучше всего смотреть его фильмы глазами ребенка. Ребенок непосредственно воспринимает мир, у него нет никаких заранее выстроенных преград, созданных образованием или жизненным опытом. Ребенок может принять, но может и отторгнуть. Тарковский считал, что его картины нужно смотреть именно таким образом".
Валентин Зубков, Евгений Жариков и Николай Бурляев (справа налево) в фильме "Иваново детство".
На Западе Андрея Тарковского называли гением и первопроходцем, а в СССР ему не давали снимать, подвергали травле и отправляли его фильмы "не полку". Он годами оставался без работы и без денег, за 20 лет карьеры сняв только 5 фильмов. Гонения начались после первой же его картины "Иваново детство". Хотя за нее режиссер получил "Золотого льва" на Венецианском кинофестивале, в СССР его обвинили в пацифизме с отрицательным знаком.
Валентин Зубков, Евгений Жариков и Николай Бурляев (справа налево) в фильме "Иваново детство".
На Западе Андрея Тарковского называли гением и первопроходцем, а в СССР ему не давали снимать, подвергали травле и отправляли его фильмы "не полку". Он годами оставался без работы и без денег, за 20 лет карьеры сняв только 5 фильмов. Гонения начались после первой же его картины "Иваново детство". Хотя за нее режиссер получил "Золотого льва" на Венецианском кинофестивале, в СССР его обвинили в пацифизме с отрицательным знаком.
Вышедшего в 1967 году "Андрея Рублева" (первоначальное название "Страсти по Рублеву") обвинили в бездуховности и антиисторизме и отправили "на полку" на 4 года. Но и после этого фильм выпустили в ограниченном прокате.
Вышедшего в 1967 году "Андрея Рублева" (первоначальное название "Страсти по Рублеву") обвинили в бездуховности и антиисторизме и отправили "на полку" на 4 года. Но и после этого фильм выпустили в ограниченном прокате.
Анатолий Солоницын в роли Андрея Рублева на съемках.
"Одна из целей нашей работы заключалась в том, чтобы восстановить реальный мир XV века для современного зрителя, то есть представить этот мир таким, чтобы зритель не ощущал "памятниковой" и музейной экзотики ни в костюмах, ни в говоре, ни в быте, ни в архитектуре", - вспоминал режиссер.
Известно немало случаев, когда люди полностью меняли свою жизнь и даже принимали духовный сан под влиянием творчества знаменитого режиссера.
Анатолий Солоницын в роли Андрея Рублева на съемках.
"Одна из целей нашей работы заключалась в том, чтобы восстановить реальный мир XV века для современного зрителя, то есть представить этот мир таким, чтобы зритель не ощущал "памятниковой" и музейной экзотики ни в костюмах, ни в говоре, ни в быте, ни в архитектуре", - вспоминал режиссер.
Известно немало случаев, когда люди полностью меняли свою жизнь и даже принимали духовный сан под влиянием творчества знаменитого режиссера.
Кинорежиссер Андрей Тарковский во время съемок художественного фильма "Андрей Рублев".
В фильме "Кино как молитва" Тарковский говорит: "Под духовностью я имею ввиду прежде всего интерес человека к тому, что называется смыслом жизни. (...) И искусство, и художник, которого не занимает эта проблема, не является художником, потому что он не является реалистом. Потому что он отсекает одну из самых важных проблем человека, которые делают человека человеком. И когда мы начинаем заниматься этими проблемами, тогда возникает то, что мы называем истинным искусством".
Кинорежиссер Андрей Тарковский во время съемок художественного фильма "Андрей Рублев".
В фильме "Кино как молитва" Тарковский говорит: "Под духовностью я имею ввиду прежде всего интерес человека к тому, что называется смыслом жизни. (...) И искусство, и художник, которого не занимает эта проблема, не является художником, потому что он не является реалистом. Потому что он отсекает одну из самых важных проблем человека, которые делают человека человеком. И когда мы начинаем заниматься этими проблемами, тогда возникает то, что мы называем истинным искусством".
Режиссер Андрей Тарковский (в центре) репетирует с Донатасом Банионисом (слева) и Натальей Бондарчук (справа) сцену из кинофильма «Солярис».
Тарковскому вроде бы не запрещали снимать в СССР и даже выделяли деньги на съемки, но разрешения приходилось ждать годами, а бюджет урезать. Все хоть сколько-нибудь ценные вещи в доме периодически приходилось сдавать в ломбард. В 1972 г. его "Солярис" принес хорошие кассовые сборы, но, по признанию режиссера, "денег, полученных за "Солярис", не хватило даже на то, чтобы раздать долги".
Режиссер Андрей Тарковский (в центре) репетирует с Донатасом Банионисом (слева) и Натальей Бондарчук (справа) сцену из кинофильма «Солярис».
Тарковскому вроде бы не запрещали снимать в СССР и даже выделяли деньги на съемки, но разрешения приходилось ждать годами, а бюджет урезать. Все хоть сколько-нибудь ценные вещи в доме периодически приходилось сдавать в ломбард. В 1972 г. его "Солярис" принес хорошие кассовые сборы, но, по признанию режиссера, "денег, полученных за "Солярис", не хватило даже на то, чтобы раздать долги".
Кадр из фильма "Солярис". 1972 г. Режиссер Андрей Тарковский. В роли Криса Кельвина - актер Донатас Банионис, в роли Хари - актриса Наталья Бондарчук.
Герои этой философско-фантастической драмы по роману Станислава Лема— представители технократической цивилизации будущего, обитающие в искусственном мире космической станции, исследующие планету Солярис.
Кадр из фильма "Солярис". 1972 г. Режиссер Андрей Тарковский. В роли Криса Кельвина - актер Донатас Банионис, в роли Хари - актриса Наталья Бондарчук.
Герои этой философско-фантастической драмы по роману Станислава Лема— представители технократической цивилизации будущего, обитающие в искусственном мире космической станции, исследующие планету Солярис.
Андрей Тарковский, на съемках художественного фильма "Солярис".
В 1972 году фильм был показан на Каннском кинофестивале и, кроме Специального приза жюри, получил также Приз экуменического жюри.
Андрей Тарковский, на съемках художественного фильма "Солярис".
В 1972 году фильм был показан на Каннском кинофестивале и, кроме Специального приза жюри, получил также Приз экуменического жюри.
В 1974 году режиссер снял свой самый исповедальный фильм "Зеркало" с Маргаритой Тереховой в главной роли.
"Тарковский — величайший мастер кино, создатель нового органичного киноязыка, в котором жизнь предстает как зеркало, как сон", говорил Ингмар Бергман.
Наряду с философско-поэтическими "кодами" в некоторых эпизодах читался антитоталитарный подтекст. Фильм "Зеркало" вышел в ограниченный прокат и обострил скрытое противостояние режиссера и власти.
В 1974 году режиссер снял свой самый исповедальный фильм "Зеркало" с Маргаритой Тереховой в главной роли.
"Тарковский — величайший мастер кино, создатель нового органичного киноязыка, в котором жизнь предстает как зеркало, как сон", говорил Ингмар Бергман.
Наряду с философско-поэтическими "кодами" в некоторых эпизодах читался антитоталитарный подтекст. Фильм "Зеркало" вышел в ограниченный прокат и обострил скрытое противостояние режиссера и власти.
Актер Анатолий Солоницын в роли Писателя в фильме "Сталкер".
Снятый в 1979 году по повести братьев Стругацких "Пикник на обочине" фильм выглядел своего рода компромиссом: угрожающе-таинственная и одновременно сулящая исполнение любых желаний Зона воспринималась и как намек на кризис технократической (то есть "капиталистической") цивилизации.
В мае 1980 года "Сталкер" был показан на Каннском кинофестивале и получил Приз экуменического жюри, в то время как в СССР в прокат было выпущено всего 196 копий киноленты.
Актер Анатолий Солоницын в роли Писателя в фильме "Сталкер".
Снятый в 1979 году по повести братьев Стругацких "Пикник на обочине" фильм выглядел своего рода компромиссом: угрожающе-таинственная и одновременно сулящая исполнение любых желаний Зона воспринималась и как намек на кризис технократической (то есть "капиталистической") цивилизации.
В мае 1980 года "Сталкер" был показан на Каннском кинофестивале и получил Приз экуменического жюри, в то время как в СССР в прокат было выпущено всего 196 копий киноленты.
Андрей Тарковский и Олег Янковский на съемках художественного фильма "Ностальгия".
В начале 1980-х гг. режиссер неоднократно получал приглашения на съемки в Великобританию, Швецию и другие страны. Когда в 1982-м режиссер отправился в "Италию" на съемки "Ностальгии", он еще не планировал никогда оттуда не возвращаться.
Андрей Тарковский и Олег Янковский на съемках художественного фильма "Ностальгия".
В начале 1980-х гг. режиссер неоднократно получал приглашения на съемки в Великобританию, Швецию и другие страны. Когда в 1982-м режиссер отправился в "Италию" на съемки "Ностальгии", он еще не планировал никогда оттуда не возвращаться.
Народный артист СССР Олег Янковский и Домициана Джордано в фильме "Ностальгия".
Тарковский раскрывает природу русской ностальгии, которая, по мысли режиссера, больше, чем просто тоска.
Народный артист СССР Олег Янковский и Домициана Джордано в фильме "Ностальгия".
Тарковский раскрывает природу русской ностальгии, которая, по мысли режиссера, больше, чем просто тоска.
Французский кинорежиссер Робер Брессон и Андрей Тарковский в Каннах 19 мая 1983 года. Они разделили приз за лучшую режиссуру.
Французский кинорежиссер Робер Брессон и Андрей Тарковский в Каннах 19 мая 1983 года. Они разделили приз за лучшую режиссуру.
В 1984 году Тарковский собрал пресс-конференцию в Милане, на которой сообщил, что не намерен возвращаться в Советский Союз. Как рассказывал после его сын, ситуация кардинально изменилась, когда членом жюри в Канне стал Сергей Бондарчук, который стал давить на то, чтобы Тарковский не получил призов. Режиссер был поражен этим предательством. После он попросил три года, чтобы поработать за рубежом и сделать три картины, в том числе "Гамлета", понимая, что снять их на родине ему не дадут. Ему предложили вернуться, чтобы обсудить ситуацию. За этими словами он уловил реальную возможность стать невыездным.
В 1984 году Тарковский собрал пресс-конференцию в Милане, на которой сообщил, что не намерен возвращаться в Советский Союз. Как рассказывал после его сын, ситуация кардинально изменилась, когда членом жюри в Канне стал Сергей Бондарчук, который стал давить на то, чтобы Тарковский не получил призов. Режиссер был поражен этим предательством. После он попросил три года, чтобы поработать за рубежом и сделать три картины, в том числе "Гамлета", понимая, что снять их на родине ему не дадут. Ему предложили вернуться, чтобы обсудить ситуацию. За этими словами он уловил реальную возможность стать невыездным.
Кинооператор Вадим Юсов и кинорежиссер Андрей Тарковский во время съемок. 1984 год.
Оператор Вадим Юсов так говорил об Андрее Тарковском:
"Он был предан кинематографу. Для него в жизни другого ничего не существовало… Он пытался объяснить, что Земля это нечто больше, чем земля и вода, это все живое, нечто чувственное".
Кинооператор Вадим Юсов и кинорежиссер Андрей Тарковский во время съемок. 1984 год.
Оператор Вадим Юсов так говорил об Андрее Тарковском:
"Он был предан кинематографу. Для него в жизни другого ничего не существовало… Он пытался объяснить, что Земля это нечто больше, чем земля и вода, это все живое, нечто чувственное".
В 1984 г. Тарковский объявил о вынужденной эмиграции из СССР, но не признавал себя диссидентом.
"Мы были изгнанниками, а не эмигрантами", – говорила его жена Лариса.
Друг режиссера Лейла Александер-Гарретт писала: "Видно было, что Тарковский очень страдает вдали от России. Говорил мне мечтательно: ох, как хочется пролететь над Москвой как Маргарита из булгаковского романа... Как-то, заказав телефонный разговор с Москвой, он дал мне трубку, чтобы я послушала голос его любимой овчарки. Было невыносимо слушать, как она выла в трубку...".
В 1984 г. Тарковский объявил о вынужденной эмиграции из СССР, но не признавал себя диссидентом.
"Мы были изгнанниками, а не эмигрантами", – говорила его жена Лариса.
Друг режиссера Лейла Александер-Гарретт писала: "Видно было, что Тарковский очень страдает вдали от России. Говорил мне мечтательно: ох, как хочется пролететь над Москвой как Маргарита из булгаковского романа... Как-то, заказав телефонный разговор с Москвой, он дал мне трубку, чтобы я послушала голос его любимой овчарки. Было невыносимо слушать, как она выла в трубку...".