От Ford до Renault - 92 года истории завода "Москвич" в фотографиях
Первые автомобили на заводе КИМ (Коммунистический Интернационал Молодежи) начали выпускать в 1930-м - это были лицензионные копии легковушки Ford A и грузовичка Ford AA.
![Первые автомобили на заводе КИМ (Коммунистический Интернационал Молодежи) начали выпускать в 1930-м - это были лицензионные копии легковушки Ford A и грузовичка Ford AA. Первые автомобили на заводе КИМ (Коммунистический Интернационал Молодежи) начали выпускать в 1930-м - это были лицензионные копии легковушки Ford A и грузовичка Ford AA. - Sputnik Беларусь](https://cdnn11.img.sputnik.by/img/07e6/05/10/1062747533_0:0:3000:2048_600x0_80_0_1_a06e2c201a35df70caa7a9fbfa0dcac1.jpg)
Первые автомобили на заводе КИМ (Коммунистический Интернационал Молодежи) начали выпускать в 1930-м - это были лицензионные копии легковушки Ford A и грузовичка Ford AA.
Первая серийная советская малолитражка - КИМ-50, созданная на основе автомобиля Ford.
![Первая серийная советская малолитражка - КИМ-50, созданная на основе автомобиля Ford. Первая серийная советская малолитражка - КИМ-50, созданная на основе автомобиля Ford. - Sputnik Беларусь](https://cdnn11.img.sputnik.by/img/07e6/05/10/1062747806_0:0:3098:2048_600x0_80_0_1_65c634926635446cef13c56075c9b989.jpg)
Первая серийная советская малолитражка - КИМ-50, созданная на основе автомобиля Ford.
Первый "Москвич" и первая массовая легковушка в странах СССР.
![Первый "Москвич" и первая массовая легковушка в странах СССР. Первый "Москвич" и первая массовая легковушка в странах СССР. - Sputnik Беларусь](https://cdnn11.img.sputnik.by/img/07e6/05/10/1062737971_0:0:3072:2048_600x0_80_0_1_a65bd46ae9e894b25604bc7ca8f36eab.jpg)
Первый "Москвич" и первая массовая легковушка в странах СССР.
Модель, получившая индекс "400", была построена по трофейным чертежам и на вывезенном из побежденной Германии оборудовании для производства Opel Kadett.
![Модель, получившая индекс "400", была построена по трофейным чертежам и на вывезенном из побежденной Германии оборудовании для производства Opel Kadett. Модель, получившая индекс "400", была построена по трофейным чертежам и на вывезенном из побежденной Германии оборудовании для производства Opel Kadett. - Sputnik Беларусь](https://cdnn11.img.sputnik.by/img/07e6/05/10/1062738037_0:0:3259:2048_600x0_80_0_1_1fe356ca7c06717dfa705de1f46034da.jpg)
Модель, получившая индекс "400", была построена по трофейным чертежам и на вывезенном из побежденной Германии оборудовании для производства Opel Kadett.
![Выпуск 400-го "Москвича" начался в 1947-м. Выпуск 400-го "Москвича" начался в 1947-м. - Sputnik Беларусь](https://cdnn11.img.sputnik.by/img/07e6/05/10/1062738125_0:0:3072:2048_600x0_80_0_1_c2cc713e5b1dbe7ad3a6ae2bb91b36b8.jpg)
Выпуск 400-го "Москвича" начался в 1947-м.
Полудеревянный фургон на базе "Москвича-401", такие машинки трудились на развозе.
![Полудеревянный фургон на базе "Москвича-401", такие машинки трудились на развозе. Полудеревянный фургон на базе "Москвича-401", такие машинки трудились на развозе. - Sputnik Беларусь](https://cdnn11.img.sputnik.by/img/07e6/05/10/1062738154_0:0:3136:2048_600x0_80_0_1_4386852e57524f06bb7db7e160fc308c.jpg)
Полудеревянный фургон на базе "Москвича-401", такие машинки трудились на развозе.
На конвейере московского автозавода - "Москвич-402", новая модель, которая начала выпускаться в 1956 году.
![На конвейере московского автозавода - "Москвич-402", новая модель, которая начала выпускаться в 1956 году. На конвейере московского автозавода - "Москвич-402", новая модель, которая начала выпускаться в 1956 году. - Sputnik Беларусь](https://cdnn11.img.sputnik.by/img/07e6/05/10/1062738371_0:0:3154:2047_600x0_80_0_1_19a1a1fc3163dea4bd5e3881b91993bb.jpg)
На конвейере московского автозавода - "Москвич-402", новая модель, которая начала выпускаться в 1956 году.
Первый советский автомобиль в кузове "универсал" - "Москвич-423", редкий и в далекие 1950-е, а в нынешнее время экземпляры в достойном состоянии исчисляются единицами.
![Первый советский автомобиль в кузове "универсал" - "Москвич-423", редкий и в далекие 1950-е, а в нынешнее время экземпляры в достойном состоянии исчисляются единицами. Первый советский автомобиль в кузове "универсал" - "Москвич-423", редкий и в далекие 1950-е, а в нынешнее время экземпляры в достойном состоянии исчисляются единицами. - Sputnik Беларусь](https://cdnn11.img.sputnik.by/img/07e6/05/10/1062740109_0:0:3160:2048_600x0_80_0_1_bad2c9a3fbd055f178fbfc8653544261.jpg)
Первый советский автомобиль в кузове "универсал" - "Москвич-423", редкий и в далекие 1950-е, а в нынешнее время экземпляры в достойном состоянии исчисляются единицами.
Далее в серию пошел "Москвич-407", который был оснащен более мощным (45 лошадиных сил против 23 или 26 у предшественников) двигателем.
![Далее в серию пошел "Москвич-407", который был оснащен более мощным (45 лошадиных сил против 23 или 26 у предшественников) двигателем. Далее в серию пошел "Москвич-407", который был оснащен более мощным (45 лошадиных сил против 23 или 26 у предшественников) двигателем. - Sputnik Беларусь](https://cdnn11.img.sputnik.by/img/07e6/05/10/1062738554_0:0:2069:2047_600x0_80_0_1_769f627828492f4bb697043b33bff756.jpg)
Далее в серию пошел "Москвич-407", который был оснащен более мощным (45 лошадиных сил против 23 или 26 у предшественников) двигателем.
407-й стал самым массовым из трех первых "Москвичей", он разошелся тиражом в около 360 тысяч экземпляров. Автомобиль получил золотую медаль на Всемирной автомобильной выставке в Брюсселе.
![407-й стал самым массовым из трех первых "Москвичей", он разошелся тиражом в около 360 тысяч экземпляров. Автомобиль получил золотую медаль на Всемирной автомобильной выставке в Брюсселе. 407-й стал самым массовым из трех первых "Москвичей", он разошелся тиражом в около 360 тысяч экземпляров. Автомобиль получил золотую медаль на Всемирной автомобильной выставке в Брюсселе. - Sputnik Беларусь](https://cdnn11.img.sputnik.by/img/07e6/05/10/1062738587_0:0:2765:2047_600x0_80_0_1_df865e041433faa6732c5187a1397437.jpg)
407-й стал самым массовым из трех первых "Москвичей", он разошелся тиражом в около 360 тысяч экземпляров. Автомобиль получил золотую медаль на Всемирной автомобильной выставке в Брюсселе.
"Москвичи" стали чаще появляться на дорогах и во дворах, а дети их владельцев с малых лет начинали изучать устройство автомобилей вместе с отцами.
!["Москвичи" стали чаще появляться на дорогах и во дворах, а дети их владельцев с малых лет начинали изучать устройство автомобилей вместе с отцами. "Москвичи" стали чаще появляться на дорогах и во дворах, а дети их владельцев с малых лет начинали изучать устройство автомобилей вместе с отцами. - Sputnik Беларусь](https://cdnn11.img.sputnik.by/img/07e6/05/10/1062738595_0:432:2048:2752_600x0_80_0_1_b71907332aefb24bb93136ed44ca09bf.jpg)
"Москвичи" стали чаще появляться на дорогах и во дворах, а дети их владельцев с малых лет начинали изучать устройство автомобилей вместе с отцами.
"Москвич-408" в модном в то время "космическом дизайне", характерной особенностью которого стали задние фары, получил уже новый кузов, более просторный салон, двигатель стал на пять "лошадей" мощнее.
!["Москвич-408" в модном в то время "космическом дизайне", характерной особенностью которого стали задние фары, получил уже новый кузов, более просторный салон, двигатель стал на пять "лошадей" мощнее. "Москвич-408" в модном в то время "космическом дизайне", характерной особенностью которого стали задние фары, получил уже новый кузов, более просторный салон, двигатель стал на пять "лошадей" мощнее. - Sputnik Беларусь](https://cdnn11.img.sputnik.by/img/07e6/05/10/1062738981_0:0:2832:2048_600x0_80_0_1_e984a59088b207b891239a79561479b5.jpg)
"Москвич-408" в модном в то время "космическом дизайне", характерной особенностью которого стали задние фары, получил уже новый кузов, более просторный салон, двигатель стал на пять "лошадей" мощнее.
В экспортном варианте эта модель была мощнее еще на 10,5 л.с., всего 408-х произвели около 700 тысяч.
![В экспортном варианте эта модель была мощнее еще на 10,5 л.с., всего 408-х произвели около 700 тысяч. В экспортном варианте эта модель была мощнее еще на 10,5 л.с., всего 408-х произвели около 700 тысяч. - Sputnik Беларусь](https://cdnn11.img.sputnik.by/img/07e6/05/10/1062739420_0:0:2196:2047_600x0_80_0_1_e3d7068ca4f7b8a9cba8cbb0b7f6b6fb.jpg)
В экспортном варианте эта модель была мощнее еще на 10,5 л.с., всего 408-х произвели около 700 тысяч.
Краш-тест 408-го - кабина при ударе уцелела.
![Краш-тест 408-го - кабина при ударе уцелела. Краш-тест 408-го - кабина при ударе уцелела. - Sputnik Беларусь](https://cdnn11.img.sputnik.by/img/07e6/05/10/1062746383_0:0:3168:2048_600x0_80_0_1_cfdad250f52dfb51124d3d78a9cbc85c.jpg)
Краш-тест 408-го - кабина при ударе уцелела.
Выпускали 408-й "Москвич" с сентября 1964 по декабрь 1975 года.
![Выпускали 408-й "Москвич" с сентября 1964 по декабрь 1975 года. Выпускали 408-й "Москвич" с сентября 1964 по декабрь 1975 года. - Sputnik Беларусь](https://cdnn11.img.sputnik.by/img/07e6/05/10/1062738949_0:66:2048:2424_600x0_80_0_1_ef6cc37ec6623b201d2b428ca0548de1.jpg)
Выпускали 408-й "Москвич" с сентября 1964 по декабрь 1975 года.
В конце 1960-х "Москвич" впервые начал сотрудничать с Renault - после визита президента Франции Шарля де Голля в СССР, на заводе провели переоснащение оборудования по французским технологиям.
![В конце 1960-х "Москвич" впервые начал сотрудничать с Renault - после визита президента Франции Шарля де Голля в СССР, на заводе провели переоснащение оборудования по французским технологиям. В конце 1960-х "Москвич" впервые начал сотрудничать с Renault - после визита президента Франции Шарля де Голля в СССР, на заводе провели переоснащение оборудования по французским технологиям. - Sputnik Беларусь](https://cdnn11.img.sputnik.by/img/07e6/05/10/1062739017_0:0:3172:2047_600x0_80_0_1_86c9f672c97c3dce7e7de8839450d535.jpg)
В конце 1960-х "Москвич" впервые начал сотрудничать с Renault - после визита президента Франции Шарля де Голля в СССР, на заводе провели переоснащение оборудования по французским технологиям.
В эти годы появился и спортивный "Москвич" в стиле "формул".
![В эти годы появился и спортивный "Москвич" в стиле "формул". В эти годы появился и спортивный "Москвич" в стиле "формул". - Sputnik Беларусь](https://cdnn11.img.sputnik.by/img/07e6/05/10/1062739840_0:0:3627:2048_600x0_80_0_1_de7ba99e2ab3cb978b782ead23e7b2f4.jpg)
В эти годы появился и спортивный "Москвич" в стиле "формул".
"Москвичи" участвовали и во множестве ралли, включая знаменитое "Монте-Карло". На фото - старт ралли "Сафари-73" в Западной Африке.
!["Москвичи" участвовали и во множестве ралли, включая знаменитое "Монте-Карло". На фото - старт ралли "Сафари-73" в Западной Африке. "Москвичи" участвовали и во множестве ралли, включая знаменитое "Монте-Карло". На фото - старт ралли "Сафари-73" в Западной Африке. - Sputnik Беларусь](https://cdnn11.img.sputnik.by/img/07e6/05/10/1062746551_0:0:2048:2092_600x0_80_0_1_c1c7b31300a1b413273b4e7c189d46d4.jpg)
"Москвичи" участвовали и во множестве ралли, включая знаменитое "Монте-Карло". На фото - старт ралли "Сафари-73" в Западной Африке.
После 408-го пошел в серию усовершенствованный "Москвич-412", над доводкой которого трудились специалисты Porsche.
![После 408-го пошел в серию усовершенствованный "Москвич-412", над доводкой которого трудились специалисты Porsche. После 408-го пошел в серию усовершенствованный "Москвич-412", над доводкой которого трудились специалисты Porsche. - Sputnik Беларусь](https://cdnn11.img.sputnik.by/img/07e6/05/10/1062739299_0:0:2048:2048_600x0_80_0_1_a3f1f382dd1b85b7ef11f54fa310e29c.jpg)
После 408-го пошел в серию усовершенствованный "Москвич-412", над доводкой которого трудились специалисты Porsche.
На сборке самого массового "Москвича" работали и женщины.
![На сборке самого массового "Москвича" работали и женщины. На сборке самого массового "Москвича" работали и женщины. - Sputnik Беларусь](https://cdnn11.img.sputnik.by/img/07e6/05/10/1062739327_0:0:3165:2048_600x0_80_0_1_3bd2bd858113858d77afb444cdf8d31b.jpg)
На сборке самого массового "Москвича" работали и женщины.
412-й выпускался до 2001 года в разных городах и странах.
![412-й выпускался до 2001 года в разных городах и странах. 412-й выпускался до 2001 года в разных городах и странах. - Sputnik Беларусь](https://cdnn11.img.sputnik.by/img/07e6/05/10/1062739365_0:0:2055:2048_600x0_80_0_1_c1d72382d9f42078390051cb0639a142.jpg)
412-й выпускался до 2001 года в разных городах и странах.
"Москвич-2140" производился вместе с 412-м, была и экспортная версия SL.
!["Москвич-2140" производился вместе с 412-м, была и экспортная версия SL. "Москвич-2140" производился вместе с 412-м, была и экспортная версия SL. - Sputnik Беларусь](https://cdnn11.img.sputnik.by/img/07e6/05/10/1062739722_0:0:3119:2048_600x0_80_0_1_56e06f4f25a319a8767c4054ea01a72c.jpg)
"Москвич-2140" производился вместе с 412-м, была и экспортная версия SL.
Дизайнеры поработали не только над внешностью, но и над интерьером автомобиля. SL даже в постсоветские годы был очень популярным на вторичном рынке.
![Дизайнеры поработали не только над внешностью, но и над интерьером автомобиля. SL даже в постсоветские годы был очень популярным на вторичном рынке. Дизайнеры поработали не только над внешностью, но и над интерьером автомобиля. SL даже в постсоветские годы был очень популярным на вторичном рынке. - Sputnik Беларусь](https://cdnn11.img.sputnik.by/img/07e6/05/10/1062740793_0:0:1200:731_600x0_80_0_1_9e3a9282eb4b8b12bfc1281d6f48a1dd.jpg)
Дизайнеры поработали не только над внешностью, но и над интерьером автомобиля. SL даже в постсоветские годы был очень популярным на вторичном рынке.
Следующим "Москвичом" стала модель 2141, ее прототипом стала Simca 1307, тогда французский автопроизводитель входил в концерн Chrysler.
![Следующим "Москвичом" стала модель 2141, ее прототипом стала Simca 1307, тогда французский автопроизводитель входил в концерн Chrysler. Следующим "Москвичом" стала модель 2141, ее прототипом стала Simca 1307, тогда французский автопроизводитель входил в концерн Chrysler. - Sputnik Беларусь](https://cdnn11.img.sputnik.by/img/07e6/05/10/1062745109_0:0:2963:2048_600x0_80_0_1_52a5cb59a486356f0f8e2a236d3477ae.jpg)
Следующим "Москвичом" стала модель 2141, ее прототипом стала Simca 1307, тогда французский автопроизводитель входил в концерн Chrysler.
А это фактически последний "Москвич" - 2142 или "Святогор". Он выпускался с 1997 по 2002 годы. На его базе выпускались еще несколько автомобилей, таких как "Князь Владимир", "Иван Калита" и "Юрий Долгорукий", но недолго - в 2002 году конвейер АЗЛК был остановлен.
![А это фактически последний "Москвич" - 2142 или "Святогор". Он выпускался с 1997 по 2002 годы. На его базе выпускались еще несколько автомобилей, таких как "Князь Владимир", "Иван Калита" и "Юрий Долгорукий", но недолго - в 2002 году конвейер АЗЛК был остановлен. А это фактически последний "Москвич" - 2142 или "Святогор". Он выпускался с 1997 по 2002 годы. На его базе выпускались еще несколько автомобилей, таких как "Князь Владимир", "Иван Калита" и "Юрий Долгорукий", но недолго - в 2002 году конвейер АЗЛК был остановлен. - Sputnik Беларусь](https://cdnn11.img.sputnik.by/img/07e6/05/10/1062739485_0:0:3080:2048_600x0_80_0_1_7d9d09e2b8ee61243dca3b177e8b49e3.jpg)
А это фактически последний "Москвич" - 2142 или "Святогор". Он выпускался с 1997 по 2002 годы. На его базе выпускались еще несколько автомобилей, таких как "Князь Владимир", "Иван Калита" и "Юрий Долгорукий", но недолго - в 2002 году конвейер АЗЛК был остановлен.
Автомобили последних лет выпускались с двигателями Renault.
![Автомобили последних лет выпускались с двигателями Renault. Автомобили последних лет выпускались с двигателями Renault. - Sputnik Беларусь](https://cdnn11.img.sputnik.by/img/07e6/05/10/1062739587_0:0:3013:2048_600x0_80_0_1_768d2393eb07fab540f816331e7c9144.jpg)
Автомобили последних лет выпускались с двигателями Renault.
С конца 1990-х началась новая эра "Москвича" - завод перешел под управление Renault и стал называться "Автофрамос". Здесь выпускали Logan, Sandero и Duster.
![С конца 1990-х началась новая эра "Москвича" - завод перешел под управление Renault и стал называться "Автофрамос". Здесь выпускали Logan, Sandero и Duster. С конца 1990-х началась новая эра "Москвича" - завод перешел под управление Renault и стал называться "Автофрамос". Здесь выпускали Logan, Sandero и Duster. - Sputnik Беларусь](https://cdnn11.img.sputnik.by/img/07e6/05/10/1062748983_0:0:3595:2048_600x0_80_0_1_ae0a308ab6d7810edb21e9ff1292cb84.jpg)
С конца 1990-х началась новая эра "Москвича" - завод перешел под управление Renault и стал называться "Автофрамос". Здесь выпускали Logan, Sandero и Duster.
Из невышедшего - внедорожник 2150, который разрабатывался в 1950-1960-е годы, но в серию не пошел.
![Из невышедшего - внедорожник 2150, который разрабатывался в 1950-1960-е годы, но в серию не пошел. Из невышедшего - внедорожник 2150, который разрабатывался в 1950-1960-е годы, но в серию не пошел. - Sputnik Беларусь](https://cdnn11.img.sputnik.by/img/07e6/05/10/1062739453_0:0:3089:2047_600x0_80_0_1_61d034ded5e131012a864a7950e3911e.jpg)
Из невышедшего - внедорожник 2150, который разрабатывался в 1950-1960-е годы, но в серию не пошел.
Вот так заводчанам виделась модель 2141, проект существовал под индексом "3-5-6". Сейчас это музейный экспонат.
![Вот так заводчанам виделась модель 2141, проект существовал под индексом "3-5-6". Сейчас это музейный экспонат. Вот так заводчанам виделась модель 2141, проект существовал под индексом "3-5-6". Сейчас это музейный экспонат. - Sputnik Беларусь](https://cdnn11.img.sputnik.by/img/07e6/05/10/1062740053_0:0:3107:2048_600x0_80_0_1_3a05a1476c9f3234a953b61be4c8612e.jpg)
Вот так заводчанам виделась модель 2141, проект существовал под индексом "3-5-6". Сейчас это музейный экспонат.
Еще одно видение модели 2141 - проект под названием "С-1" в набиравшем в то время популярность кузове "хэтчбек".
![Еще одно видение модели 2141 - проект под названием "С-1" в набиравшем в то время популярность кузове "хэтчбек". Еще одно видение модели 2141 - проект под названием "С-1" в набиравшем в то время популярность кузове "хэтчбек". - Sputnik Беларусь](https://cdnn11.img.sputnik.by/img/07e6/05/10/1062740208_0:0:3083:2048_600x0_80_0_1_52ca0098288645d4a9c03d025f5517a5.jpg)
Еще одно видение модели 2141 - проект под названием "С-1" в набиравшем в то время популярность кузове "хэтчбек".
Опытный образец минивэна "Арбат", созданный в середине 1980-х на базе 2141. Был построен в единственном экземпляре.
![Опытный образец минивэна "Арбат", созданный в середине 1980-х на базе 2141. Был построен в единственном экземпляре. Опытный образец минивэна "Арбат", созданный в середине 1980-х на базе 2141. Был построен в единственном экземпляре. - Sputnik Беларусь](https://cdnn11.img.sputnik.by/img/07e6/05/10/1062739621_0:0:3025:2048_600x0_80_0_1_c34241adcd3653f51eb0e2c319d4b7cc.jpg)
Опытный образец минивэна "Арбат", созданный в середине 1980-х на базе 2141. Был построен в единственном экземпляре.
Каким будет новый "Москвич"? Четыре года назад концерн "Калашников" показал концепт "неомосквича", выполненный в стиле универсала 2125 "Комби". Причем уже тогда заявлялось, что новый "Москвич" будет электромобилем.
![Каким будет новый "Москвич"? Четыре года назад концерн "Калашников" показал концепт "неомосквича", выполненный в стиле универсала 2125 "Комби". Причем уже тогда заявлялось, что новый "Москвич" будет электромобилем. Каким будет новый "Москвич"? Четыре года назад концерн "Калашников" показал концепт "неомосквича", выполненный в стиле универсала 2125 "Комби". Причем уже тогда заявлялось, что новый "Москвич" будет электромобилем. - Sputnik Беларусь](https://cdnn11.img.sputnik.by/img/07e6/05/10/1062748711_0:0:3069:2048_600x0_80_0_1_db1bdf1eebe09409ec3790125569ea05.jpg)
Каким будет новый "Москвич"? Четыре года назад концерн "Калашников" показал концепт "неомосквича", выполненный в стиле универсала 2125 "Комби". Причем уже тогда заявлялось, что новый "Москвич" будет электромобилем.