Фото

Имя белорусского балета: к юбилею Елизарьева

Подписаться
Имя Валентина Елизарьева давно стало синонимом белорусского балета, его постановками восхищается весь мир.
Художественный руководитель Большого театра Беларуси отмечает 30 октября 75-летие.
Будущий хореограф родился в Баку, учился в Санкт-Петербурге. Был самым молодым балетмейстером в Советском Союзе – в 26 лет возглавил балетную труппу белорусского Большого. И первым, кто обратился к гениальной музыке Карла Орфа – поставил балет "Кармина Бурана", который до сих пор, спустя 40 лет, вызывает неподдельное восхищение зрителей.
© Sputnik / Виктор Драчев

Количество наград мастера уже давно исчисляется десятками, но самой дорогой Валентин Елизарьев считает премию Международной ассоциации танца Benois de la Dance – за национальный балет "Страсти" ("Рогнеда").

Количество наград мастера уже давно исчисляется десятками, но самой дорогой Валентин Елизарьев считает премию Международной ассоциации танца Benois de la Dance – за национальный балет "Страсти" ("Рогнеда"). - Sputnik Беларусь
1/12

Количество наград мастера уже давно исчисляется десятками, но самой дорогой Валентин Елизарьев считает премию Международной ассоциации танца Benois de la Dance – за национальный балет "Страсти" ("Рогнеда").

© Sputnik / А. Дмитриев / Перейти в фотобанк

Валентин Елизарьев стал главным балетмейстером Государственного академического Большого театра оперы и балеты БССР в 26 лет в 1973 году. И уже через три года получил звание Заслуженного деятеля искусств Белорусской ССР.

"Я не планировал здесь задержаться. Думал, что приеду, поставлю один спектакль и уеду, а остался на всю жизнь. Полюбил театр, труппу, город, ко мне здесь очень хорошо отнеслись", - рассказывал Елизарьев в интервью Sputnik.

Валентин Елизарьев стал главным балетмейстером Государственного академического Большого театра оперы и балеты БССР в 26 лет в 1973 году. И уже через три года получил звание Заслуженного деятеля искусств Белорусской ССР. "Я не планировал здесь задержаться. Думал, что приеду, поставлю один спектакль и уеду, а остался на всю жизнь. Полюбил театр, труппу, город, ко мне здесь очень хорошо отнеслись", - рассказывал Елизарьев в интервью Sputnik. - Sputnik Беларусь
2/12

Валентин Елизарьев стал главным балетмейстером Государственного академического Большого театра оперы и балеты БССР в 26 лет в 1973 году. И уже через три года получил звание Заслуженного деятеля искусств Белорусской ССР.

"Я не планировал здесь задержаться. Думал, что приеду, поставлю один спектакль и уеду, а остался на всю жизнь. Полюбил театр, труппу, город, ко мне здесь очень хорошо отнеслись", - рассказывал Елизарьев в интервью Sputnik.

© Sputnik / Виктор Драчев / Перейти в фотобанк

Первой постановкой Елизарьева стала "Кармен-сюита":

"Совершенно случайно мои личные планы совпали с планами руководства белорусского Большого: здесь уже думали поставить "Кармен-сюиту", правда, в хореографии Альберто Алонсо. Считаю, это было невероятным везением: я только защитил свою дипломную работу – а мне предлагают сделать спектакль на изумительную музыку Бизе–Щедрина!.. Конечно, я согласился. Потому что внутренне был готов принять этот вызов".

Первой постановкой Елизарьева стала "Кармен-сюита":"Совершенно случайно мои личные планы совпали с планами руководства белорусского Большого: здесь уже думали поставить "Кармен-сюиту", правда, в хореографии Альберто Алонсо. Считаю, это было невероятным везением: я только защитил свою дипломную работу – а мне предлагают сделать спектакль на изумительную музыку Бизе–Щедрина!.. Конечно, я согласился. Потому что внутренне был готов принять этот вызов". - Sputnik Беларусь
3/12

Первой постановкой Елизарьева стала "Кармен-сюита":

"Совершенно случайно мои личные планы совпали с планами руководства белорусского Большого: здесь уже думали поставить "Кармен-сюиту", правда, в хореографии Альберто Алонсо. Считаю, это было невероятным везением: я только защитил свою дипломную работу – а мне предлагают сделать спектакль на изумительную музыку Бизе–Щедрина!.. Конечно, я согласился. Потому что внутренне был готов принять этот вызов".

© Sputnik / Виктор Драчев

"После "Сотворения мира" меня пригласил к себе Машеров и сказал: "Мы перед вами в долгу". Я не понял, что это значит. Но через неделю я получил первую в жизни квартиру, смог привезти сюда семью", - рассказывал Елизарьев.

Легендарный балет "Сотворение мира", постановка 1976 года, принесла славу белорусскому балетному искусству. В 1977 году на первых гастролях балета из БССР в Варшавском большом театре после спектакля к Елизарьеву подошла группа католических священников, возглавлявший ее кардинал сказал: "Пан Елизарьев, я благодарю Вас за Бога на нашей варшавской сцене". Это был Кароль Войтыла, будущий Папа Римский Иоанн Павел II.

Постановку перезапустили в 2019 году в новой редакции.

"После "Сотворения мира" меня пригласил к себе Машеров и сказал: "Мы перед вами в долгу". Я не понял, что это значит. Но через неделю я получил первую в жизни квартиру, смог привезти сюда семью", - рассказывал Елизарьев.Легендарный балет "Сотворение мира", постановка 1976 года, принесла славу белорусскому балетному искусству. В 1977 году на первых гастролях балета из БССР в Варшавском большом театре после спектакля к Елизарьеву подошла группа католических священников, возглавлявший ее кардинал сказал: "Пан Елизарьев, я благодарю Вас за Бога на нашей варшавской сцене". Это был Кароль Войтыла, будущий Папа Римский Иоанн Павел II.Постановку перезапустили в 2019 году в новой редакции. - Sputnik Беларусь
4/12

"После "Сотворения мира" меня пригласил к себе Машеров и сказал: "Мы перед вами в долгу". Я не понял, что это значит. Но через неделю я получил первую в жизни квартиру, смог привезти сюда семью", - рассказывал Елизарьев.

Легендарный балет "Сотворение мира", постановка 1976 года, принесла славу белорусскому балетному искусству. В 1977 году на первых гастролях балета из БССР в Варшавском большом театре после спектакля к Елизарьеву подошла группа католических священников, возглавлявший ее кардинал сказал: "Пан Елизарьев, я благодарю Вас за Бога на нашей варшавской сцене". Это был Кароль Войтыла, будущий Папа Римский Иоанн Павел II.

Постановку перезапустили в 2019 году в новой редакции.

© Photo : из архива Валентина Елизарьева

"Считаю, что белорусская сцена – лучшая в Европе по своим возможностям. На ней можно творить чудеса!.. Неоднократно говорил, что мои первые впечатления от Минска – после Питера – были не самыми радужными. Но все сомнения улетучились, когда я вышел на сцену Большого театра Беларуси. На этом грандиозном полотне я должен был поставить спектакль!.."

"Считаю, что белорусская сцена – лучшая в Европе по своим возможностям. На ней можно творить чудеса!.. Неоднократно говорил, что мои первые впечатления от Минска – после Питера – были не самыми радужными. Но все сомнения улетучились, когда я вышел на сцену Большого театра Беларуси. На этом грандиозном полотне я должен был поставить спектакль!.." - Sputnik Беларусь
5/12

"Считаю, что белорусская сцена – лучшая в Европе по своим возможностям. На ней можно творить чудеса!.. Неоднократно говорил, что мои первые впечатления от Минска – после Питера – были не самыми радужными. Но все сомнения улетучились, когда я вышел на сцену Большого театра Беларуси. На этом грандиозном полотне я должен был поставить спектакль!.."

© Photo : из архива Валентина Елизарьева

А потом, спустя 36 лет работы, был его шумный уход из театра. После капитального ремонта в театре ему предложили лишь место худрука. В директорское кресло, которое Елизарьев занимал много лет, сел очередной белорусский чиновник.

"Я прожил замечательные творческие годы в театре. Сейчас пытаюсь реализоваться в своих учениках. Шесть лет я уже вне театра. Уход, конечно, был для меня эмоциональным стрессом. Но я пережил это", — рассказывал он в 2016 году.

А потом, спустя 36 лет работы, был его шумный уход из театра. После капитального ремонта в театре ему предложили лишь место худрука. В директорское кресло, которое Елизарьев занимал много лет, сел очередной белорусский чиновник."Я прожил замечательные творческие годы в театре. Сейчас пытаюсь реализоваться в своих учениках. Шесть лет я уже вне театра. Уход, конечно, был для меня эмоциональным стрессом. Но я пережил это", —  рассказывал он в 2016 году. - Sputnik Беларусь
6/12

А потом, спустя 36 лет работы, был его шумный уход из театра. После капитального ремонта в театре ему предложили лишь место худрука. В директорское кресло, которое Елизарьев занимал много лет, сел очередной белорусский чиновник.

"Я прожил замечательные творческие годы в театре. Сейчас пытаюсь реализоваться в своих учениках. Шесть лет я уже вне театра. Уход, конечно, был для меня эмоциональным стрессом. Но я пережил это", — рассказывал он в 2016 году.

© Photo : Михаил Нестеров

Его возвращения стены Большого театра ждали почти десять лет. В 2018 году он вернулся - с новыми творческими планами и энергией. В эти годы он преподавал, ставил спектакли на сценах разных стан мира – от Египта до Японии. Прочувствовал, как театральная кухня "варится" в других странах, многое переосмыслил.

Его возвращения стены Большого театра ждали почти десять лет. В 2018 году он вернулся - с новыми творческими планами и энергией. В эти годы он преподавал, ставил спектакли на сценах разных стан мира – от Египта до Японии. Прочувствовал, как театральная кухня "варится" в других странах, многое переосмыслил. - Sputnik Беларусь
7/12

Его возвращения стены Большого театра ждали почти десять лет. В 2018 году он вернулся - с новыми творческими планами и энергией. В эти годы он преподавал, ставил спектакли на сценах разных стан мира – от Египта до Японии. Прочувствовал, как театральная кухня "варится" в других странах, многое переосмыслил.

© Photo : Михаил Нестеров

А вот свое знаменитое откидное кресло, из которого смотрел когда-то все спектакли в кулисах, он так и не вернул: "Я теперь спектакли из зрительного зала смотрю. Другой охват. И представляю себя не только руководителем – зрителем. Мне важно почувствовать дыхание зала, услышать ту тишину, которую рождает спектакль. В каких постановках это происходит, а в каких – нет. И понять, почему этого таинства не случилось. И что необходимо, чтобы оно произошло…"

А вот свое знаменитое откидное кресло, из которого смотрел когда-то все спектакли в кулисах, он так и не вернул: "Я теперь спектакли из зрительного зала смотрю. Другой охват. И представляю себя не только руководителем – зрителем. Мне важно почувствовать дыхание зала, услышать ту тишину, которую рождает спектакль. В каких постановках это происходит, а в каких – нет. И понять, почему этого таинства не случилось. И что необходимо, чтобы оно произошло…" - Sputnik Беларусь
8/12

А вот свое знаменитое откидное кресло, из которого смотрел когда-то все спектакли в кулисах, он так и не вернул: "Я теперь спектакли из зрительного зала смотрю. Другой охват. И представляю себя не только руководителем – зрителем. Мне важно почувствовать дыхание зала, услышать ту тишину, которую рождает спектакль. В каких постановках это происходит, а в каких – нет. И понять, почему этого таинства не случилось. И что необходимо, чтобы оно произошло…"

© Sputnik / Михаил Нестеров

Валентин Елизарьев всегда утверждал, что балет - это в первую очередь искусство мысли.

Валентин Елизарьев всегда утверждал, что балет - это в первую очередь искусство мысли. - Sputnik Беларусь
9/12

Валентин Елизарьев всегда утверждал, что балет - это в первую очередь искусство мысли.

© Photo : Михаил Нестеров

Генеральный прогон новой редакции балета "Ромео и Джульетта" в постановке Валентина Елизарьева.

После возвращения Елизарьев перезапустил и такие свои легендарные постановки, как "Лебединое озеро", "Спящую красавицу", "Жизель", "Кармен-сюиту" и другие.

Генеральный прогон новой редакции балета "Ромео и Джульетта" в постановке Валентина Елизарьева.После возвращения Елизарьев перезапустил и такие свои легендарные постановки, как "Лебединое озеро", "Спящую красавицу", "Жизель", "Кармен-сюиту" и другие. - Sputnik Беларусь
10/12

Генеральный прогон новой редакции балета "Ромео и Джульетта" в постановке Валентина Елизарьева.

После возвращения Елизарьев перезапустил и такие свои легендарные постановки, как "Лебединое озеро", "Спящую красавицу", "Жизель", "Кармен-сюиту" и другие.

© Sputnik / Михаил Нестеров

Октябрь этого года для театра и самого худрука был насыщенным. В столице Таиланд Бангкоке, на главной сцене, прошли гастроли балетной труппы - белорусский балет знают и любят в Таиланде.

После гастролей в Таиланде белорусские исполнители отправились в Москву, где на знаменитой сцене Большого театра исполнили оперу "Дикая охота короля Стаха" режиссера Анны Моторной и балет "Щелкунчик" в постановке худрука Большого театра Беларуси Валентина Елизарьева.

Октябрь этого года для театра и самого худрука был насыщенным. В столице Таиланд Бангкоке, на главной сцене, прошли гастроли балетной труппы - белорусский балет знают и любят в Таиланде.После гастролей в Таиланде белорусские исполнители отправились в Москву, где на знаменитой сцене Большого театра исполнили оперу "Дикая охота короля Стаха" режиссера Анны Моторной и балет "Щелкунчик" в постановке худрука Большого театра Беларуси Валентина Елизарьева. - Sputnik Беларусь
11/12

Октябрь этого года для театра и самого худрука был насыщенным. В столице Таиланд Бангкоке, на главной сцене, прошли гастроли балетной труппы - белорусский балет знают и любят в Таиланде.

После гастролей в Таиланде белорусские исполнители отправились в Москву, где на знаменитой сцене Большого театра исполнили оперу "Дикая охота короля Стаха" режиссера Анны Моторной и балет "Щелкунчик" в постановке худрука Большого театра Беларуси Валентина Елизарьева.

© Sputnik / Виктор Толочко

И еще одна цитата мастера:

"Я бы ничего не менял в своей жизни. Знаю, что совершил много разных поступков. Но старался жить, уважая и любя творчество других… Балет – самое прекрасное из синтетических искусств. Что может быть выразительнее человеческого тела?.. Ничего".

И еще одна цитата мастера:"Я бы ничего не менял в своей жизни. Знаю, что совершил много разных поступков. Но старался жить, уважая и любя творчество других… Балет – самое прекрасное из синтетических искусств. Что может быть выразительнее человеческого тела?.. Ничего". - Sputnik Беларусь
12/12

И еще одна цитата мастера:

"Я бы ничего не менял в своей жизни. Знаю, что совершил много разных поступков. Но старался жить, уважая и любя творчество других… Балет – самое прекрасное из синтетических искусств. Что может быть выразительнее человеческого тела?.. Ничего".

4 ноября в Минск приедут звезды мирового балета, чтобы поздравить народного артиста СССР и Беларуси Валентина Елизарьева. В программе юбилейного вечера сцены из самых знаковых остановок самого мастера – спектакля "Кармина Бурана", балетов "Лебединое озеро", "Щелкунчик", "Ромео и Джульетта", "Сотворение мира", а также номера, которые исполнят приглашенные гости. На сцене в этот вечер зрители увидят народного артиста России Николая Цискаридзе, Анжелину Воронцову, Елизавету Кокореву и Игоря Цвирко и других. На сцену родного Большого театра Беларуси выйдут народные артисты Ирина Еромкина и Антон Кравченко, заслуженная артистка Людмила Хитрова, а также Эвен Капитен. Среди гостей - главный балетмейстер Большого театра Беларуси и заслуженный артист России Игорь Колб. Выйдет к зрителям и сам юбиляр – маэстро Елизарьев.
Самые интересные и важные новости ищите в нашем Telegram-канале. Также следите за нами в Дзен.Новости и читайте наш канал в Дзен!
Также на Sputnik:
Маргарита Изворска-Елизарьева: "Елизарьев читал мне стихи по-болгарски"
Большой театр обновил "Лебединое озеро". Каким стал легендарный балет ― фото
Елизарьев перезапускает балет, за который его благодарил Папа Римский
Лента новостей
0