Имя белорусского балета: к юбилею Елизарьева
Количество наград мастера уже давно исчисляется десятками, но самой дорогой Валентин Елизарьев считает премию Международной ассоциации танца Benois de la Dance – за национальный балет "Страсти" ("Рогнеда").
Количество наград мастера уже давно исчисляется десятками, но самой дорогой Валентин Елизарьев считает премию Международной ассоциации танца Benois de la Dance – за национальный балет "Страсти" ("Рогнеда").
Валентин Елизарьев стал главным балетмейстером Государственного академического Большого театра оперы и балеты БССР в 26 лет в 1973 году. И уже через три года получил звание Заслуженного деятеля искусств Белорусской ССР.
"Я не планировал здесь задержаться. Думал, что приеду, поставлю один спектакль и уеду, а остался на всю жизнь. Полюбил театр, труппу, город, ко мне здесь очень хорошо отнеслись", - рассказывал Елизарьев в интервью Sputnik.
Валентин Елизарьев стал главным балетмейстером Государственного академического Большого театра оперы и балеты БССР в 26 лет в 1973 году. И уже через три года получил звание Заслуженного деятеля искусств Белорусской ССР.
"Я не планировал здесь задержаться. Думал, что приеду, поставлю один спектакль и уеду, а остался на всю жизнь. Полюбил театр, труппу, город, ко мне здесь очень хорошо отнеслись", - рассказывал Елизарьев в интервью Sputnik.
Первой постановкой Елизарьева стала "Кармен-сюита":
"Совершенно случайно мои личные планы совпали с планами руководства белорусского Большого: здесь уже думали поставить "Кармен-сюиту", правда, в хореографии Альберто Алонсо. Считаю, это было невероятным везением: я только защитил свою дипломную работу – а мне предлагают сделать спектакль на изумительную музыку Бизе–Щедрина!.. Конечно, я согласился. Потому что внутренне был готов принять этот вызов".
Первой постановкой Елизарьева стала "Кармен-сюита":
"Совершенно случайно мои личные планы совпали с планами руководства белорусского Большого: здесь уже думали поставить "Кармен-сюиту", правда, в хореографии Альберто Алонсо. Считаю, это было невероятным везением: я только защитил свою дипломную работу – а мне предлагают сделать спектакль на изумительную музыку Бизе–Щедрина!.. Конечно, я согласился. Потому что внутренне был готов принять этот вызов".
"После "Сотворения мира" меня пригласил к себе Машеров и сказал: "Мы перед вами в долгу". Я не понял, что это значит. Но через неделю я получил первую в жизни квартиру, смог привезти сюда семью", - рассказывал Елизарьев.
Легендарный балет "Сотворение мира", постановка 1976 года, принесла славу белорусскому балетному искусству. В 1977 году на первых гастролях балета из БССР в Варшавском большом театре после спектакля к Елизарьеву подошла группа католических священников, возглавлявший ее кардинал сказал: "Пан Елизарьев, я благодарю Вас за Бога на нашей варшавской сцене". Это был Кароль Войтыла, будущий Папа Римский Иоанн Павел II.
Постановку перезапустили в 2019 году в новой редакции.
"После "Сотворения мира" меня пригласил к себе Машеров и сказал: "Мы перед вами в долгу". Я не понял, что это значит. Но через неделю я получил первую в жизни квартиру, смог привезти сюда семью", - рассказывал Елизарьев.
Легендарный балет "Сотворение мира", постановка 1976 года, принесла славу белорусскому балетному искусству. В 1977 году на первых гастролях балета из БССР в Варшавском большом театре после спектакля к Елизарьеву подошла группа католических священников, возглавлявший ее кардинал сказал: "Пан Елизарьев, я благодарю Вас за Бога на нашей варшавской сцене". Это был Кароль Войтыла, будущий Папа Римский Иоанн Павел II.
Постановку перезапустили в 2019 году в новой редакции.
"Считаю, что белорусская сцена – лучшая в Европе по своим возможностям. На ней можно творить чудеса!.. Неоднократно говорил, что мои первые впечатления от Минска – после Питера – были не самыми радужными. Но все сомнения улетучились, когда я вышел на сцену Большого театра Беларуси. На этом грандиозном полотне я должен был поставить спектакль!.."
"Считаю, что белорусская сцена – лучшая в Европе по своим возможностям. На ней можно творить чудеса!.. Неоднократно говорил, что мои первые впечатления от Минска – после Питера – были не самыми радужными. Но все сомнения улетучились, когда я вышел на сцену Большого театра Беларуси. На этом грандиозном полотне я должен был поставить спектакль!.."
А потом, спустя 36 лет работы, был его шумный уход из театра. После капитального ремонта в театре ему предложили лишь место худрука. В директорское кресло, которое Елизарьев занимал много лет, сел очередной белорусский чиновник.
"Я прожил замечательные творческие годы в театре. Сейчас пытаюсь реализоваться в своих учениках. Шесть лет я уже вне театра. Уход, конечно, был для меня эмоциональным стрессом. Но я пережил это", — рассказывал он в 2016 году.
А потом, спустя 36 лет работы, был его шумный уход из театра. После капитального ремонта в театре ему предложили лишь место худрука. В директорское кресло, которое Елизарьев занимал много лет, сел очередной белорусский чиновник.
"Я прожил замечательные творческие годы в театре. Сейчас пытаюсь реализоваться в своих учениках. Шесть лет я уже вне театра. Уход, конечно, был для меня эмоциональным стрессом. Но я пережил это", — рассказывал он в 2016 году.
Его возвращения стены Большого театра ждали почти десять лет. В 2018 году он вернулся - с новыми творческими планами и энергией. В эти годы он преподавал, ставил спектакли на сценах разных стан мира – от Египта до Японии. Прочувствовал, как театральная кухня "варится" в других странах, многое переосмыслил.
Его возвращения стены Большого театра ждали почти десять лет. В 2018 году он вернулся - с новыми творческими планами и энергией. В эти годы он преподавал, ставил спектакли на сценах разных стан мира – от Египта до Японии. Прочувствовал, как театральная кухня "варится" в других странах, многое переосмыслил.
А вот свое знаменитое откидное кресло, из которого смотрел когда-то все спектакли в кулисах, он так и не вернул: "Я теперь спектакли из зрительного зала смотрю. Другой охват. И представляю себя не только руководителем – зрителем. Мне важно почувствовать дыхание зала, услышать ту тишину, которую рождает спектакль. В каких постановках это происходит, а в каких – нет. И понять, почему этого таинства не случилось. И что необходимо, чтобы оно произошло…"
А вот свое знаменитое откидное кресло, из которого смотрел когда-то все спектакли в кулисах, он так и не вернул: "Я теперь спектакли из зрительного зала смотрю. Другой охват. И представляю себя не только руководителем – зрителем. Мне важно почувствовать дыхание зала, услышать ту тишину, которую рождает спектакль. В каких постановках это происходит, а в каких – нет. И понять, почему этого таинства не случилось. И что необходимо, чтобы оно произошло…"
Валентин Елизарьев всегда утверждал, что балет - это в первую очередь искусство мысли.
Валентин Елизарьев всегда утверждал, что балет - это в первую очередь искусство мысли.
Генеральный прогон новой редакции балета "Ромео и Джульетта" в постановке Валентина Елизарьева.
После возвращения Елизарьев перезапустил и такие свои легендарные постановки, как "Лебединое озеро", "Спящую красавицу", "Жизель", "Кармен-сюиту" и другие.
Генеральный прогон новой редакции балета "Ромео и Джульетта" в постановке Валентина Елизарьева.
После возвращения Елизарьев перезапустил и такие свои легендарные постановки, как "Лебединое озеро", "Спящую красавицу", "Жизель", "Кармен-сюиту" и другие.
Октябрь этого года для театра и самого худрука был насыщенным. В столице Таиланд Бангкоке, на главной сцене, прошли гастроли балетной труппы - белорусский балет знают и любят в Таиланде.
После гастролей в Таиланде белорусские исполнители отправились в Москву, где на знаменитой сцене Большого театра исполнили оперу "Дикая охота короля Стаха" режиссера Анны Моторной и балет "Щелкунчик" в постановке худрука Большого театра Беларуси Валентина Елизарьева.
Октябрь этого года для театра и самого худрука был насыщенным. В столице Таиланд Бангкоке, на главной сцене, прошли гастроли балетной труппы - белорусский балет знают и любят в Таиланде.
После гастролей в Таиланде белорусские исполнители отправились в Москву, где на знаменитой сцене Большого театра исполнили оперу "Дикая охота короля Стаха" режиссера Анны Моторной и балет "Щелкунчик" в постановке худрука Большого театра Беларуси Валентина Елизарьева.
И еще одна цитата мастера:
"Я бы ничего не менял в своей жизни. Знаю, что совершил много разных поступков. Но старался жить, уважая и любя творчество других… Балет – самое прекрасное из синтетических искусств. Что может быть выразительнее человеческого тела?.. Ничего".
И еще одна цитата мастера:
"Я бы ничего не менял в своей жизни. Знаю, что совершил много разных поступков. Но старался жить, уважая и любя творчество других… Балет – самое прекрасное из синтетических искусств. Что может быть выразительнее человеческого тела?.. Ничего".