К 80-летию Михаила Пташука: лучшие работы легендарного режиссера
В своем дневнике Михаил Пташук писал: "Все, что я снял, имеет отношение к истории белорусской литературы ХХ века. И Владимир Короткевич, и Иван Шамякин, и Василь Быков — это уже история. В каждом фильме, снятом по произведениям этих писателей, есть частица меня самого, моей матери, соседей — людей, среди которых я вырос. Если внимательно посмотреть мои фильмы, то можно убедиться, что в каждом из них одна и та же изба по планировке. Читая повесть "Знак беды", я видел свой дом, в котором вырос и из которого так рано ушел "в люди". Мне не надо было ничего придумывать. Все герои двигались по моему федюковскому дому. Мне было легко с ними, я знал каждый их шаг, поэтому мизансцены рождались сами, легко принимались актерами".
В своем дневнике Михаил Пташук писал: "Все, что я снял, имеет отношение к истории белорусской литературы ХХ века. И Владимир Короткевич, и Иван Шамякин, и Василь Быков — это уже история. В каждом фильме, снятом по произведениям этих писателей, есть частица меня самого, моей матери, соседей — людей, среди которых я вырос. Если внимательно посмотреть мои фильмы, то можно убедиться, что в каждом из них одна и та же изба по планировке. Читая повесть "Знак беды", я видел свой дом, в котором вырос и из которого так рано ушел "в люди". Мне не надо было ничего придумывать. Все герои двигались по моему федюковскому дому. Мне было легко с ними, я знал каждый их шаг, поэтому мизансцены рождались сами, легко принимались актерами".
Кадр из художественного фильма "Возьму твою боль".
Кадр из художественного фильма "Возьму твою боль".
"Черный замок Ольшанский" по роману белорусского писателя Владимира Короткевича Пташук снял в 1984 году. В Гольшанах, где происходят события романа) их ждали одни развалины. Замок снимали в Украине: в Хотине, в Каменце-Подольском, а улицы и подвалы под костелами — во Львове. В Минске построили всего одну декорацию в павильоне.
"Черный замок Ольшанский" по роману белорусского писателя Владимира Короткевича Пташук снял в 1984 году. В Гольшанах, где происходят события романа) их ждали одни развалины. Замок снимали в Украине: в Хотине, в Каменце-Подольском, а улицы и подвалы под костелами — во Львове. В Минске построили всего одну декорацию в павильоне.
Кинооператор Татьяна Логинова, работавшая с Пташуком над фильмами снимала "Черный замок Ольшанский" и "Знак беды" отмечала, что именно сцены прошлого выразительнее всего получились на экране. Например, та, где главного героя Антона Космича пытают на деревянном колесе.
Кинооператор Татьяна Логинова, работавшая с Пташуком над фильмами снимала "Черный замок Ольшанский" и "Знак беды" отмечала, что именно сцены прошлого выразительнее всего получились на экране. Например, та, где главного героя Антона Космича пытают на деревянном колесе.
"Ну и, конечно, гениально сыгравший душевно больного Лопотуху Геннадий Гарбук, - вспоминала Логинова. - Помню, как снимали сцену: ручная камера, я в толпе, массовка вошла в раж - эмоциональный Пташук кричит: "Еще! Еще!" А меня с камерой буквально несет эта слабоуправляемая толпа".
"Ну и, конечно, гениально сыгравший душевно больного Лопотуху Геннадий Гарбук, - вспоминала Логинова. - Помню, как снимали сцену: ручная камера, я в толпе, массовка вошла в раж - эмоциональный Пташук кричит: "Еще! Еще!" А меня с камерой буквально несет эта слабоуправляемая толпа".
Для съемок по повести Быкова "Знак беды" выбрали родные места Пташука, снимали под Барановичами на нежилом хуторе. Сначала решили, что в картине должны играть только белорусские актеры. И если с Геннадием Гарбуком вопросов не было — он идеально подходил на роль Петрака, то Степаниду искали долго. В какой-то момент ассистент режиссера по актерам предложил московскую актрису Нину Русланову.
Для съемок по повести Быкова "Знак беды" выбрали родные места Пташука, снимали под Барановичами на нежилом хуторе. Сначала решили, что в картине должны играть только белорусские актеры. И если с Геннадием Гарбуком вопросов не было — он идеально подходил на роль Петрака, то Степаниду искали долго. В какой-то момент ассистент режиссера по актерам предложил московскую актрису Нину Русланову.
Пташук писал: "Я всегда говорю, что артисты растут на больших ролях, а режиссеры — на большой литературе и выдающихся артистах. Все мои фильмы заселены прекрасными актерами: Олег Ефремов, Александр Абдулов, Нина Русланова, Геннадий Гарбук, Владимир Гостюхин, Виктор Проскурин и, конечно же, люди, с которыми я снял свои любимые фильмы. Уже только одно общение с ними доставляет удовольствие, потому что у этих талантливых людей свой угол зрения не только на профессию, но и на роль и фильм в целом. Не скрою, я много раз оказывался не готов к общению с ними, но они приучили меня готовиться к этим встречам, придумывать варианты решения той или иной сцены".
Пташук писал: "Я всегда говорю, что артисты растут на больших ролях, а режиссеры — на большой литературе и выдающихся артистах. Все мои фильмы заселены прекрасными актерами: Олег Ефремов, Александр Абдулов, Нина Русланова, Геннадий Гарбук, Владимир Гостюхин, Виктор Проскурин и, конечно же, люди, с которыми я снял свои любимые фильмы. Уже только одно общение с ними доставляет удовольствие, потому что у этих талантливых людей свой угол зрения не только на профессию, но и на роль и фильм в целом. Не скрою, я много раз оказывался не готов к общению с ними, но они приучили меня готовиться к этим встречам, придумывать варианты решения той или иной сцены".
В 1989-м на экраны вышел "Наш бронепоезд". События фильма разворачиваются в майские дни 1966 года. Николай Дмитриевич Кузнецов, ветеран Великой Отечественной войны, выезжает с семьей на природу. Там они встречают другую семью отдыхающих и решают расположиться вместе. Неожиданно глава другого семейства узнает в Николае Дмитриевиче бывшего лагерного охранника.
В 1989-м на экраны вышел "Наш бронепоезд". События фильма разворачиваются в майские дни 1966 года. Николай Дмитриевич Кузнецов, ветеран Великой Отечественной войны, выезжает с семьей на природу. Там они встречают другую семью отдыхающих и решают расположиться вместе. Неожиданно глава другого семейства узнает в Николае Дмитриевиче бывшего лагерного охранника.
В 1989 году Михаил Пташук организует Белорусскую независимую студию при Союзе кинематографистов республики и становится ее художественным руководителем.
Режиссер создал более 30 фильмов, но знаковой стала работа над лентой "В августе 44-го...".
В 1989 году Михаил Пташук организует Белорусскую независимую студию при Союзе кинематографистов республики и становится ее художественным руководителем.
Режиссер создал более 30 фильмов, но знаковой стала работа над лентой "В августе 44-го...".
Военная драма "В августе 44-го", снятая в 2000 году по мотивам романа Владимира Богомолова "Момент истины", стала общепризнанным белорусским блокбастером. Фильм белорусско-российского производства рассказывает о деятельности контрразведки и розыске шпионов на территории Беларуси в конце войны. Замечательный актерский состав (Владислав Галкин, Евгений Миронов, Алексей Петренко и другие) и мастерство режиссера сделали киноленту культовой.
Военная драма "В августе 44-го", снятая в 2000 году по мотивам романа Владимира Богомолова "Момент истины", стала общепризнанным белорусским блокбастером. Фильм белорусско-российского производства рассказывает о деятельности контрразведки и розыске шпионов на территории Беларуси в конце войны. Замечательный актерский состав (Владислав Галкин, Евгений Миронов, Алексей Петренко и другие) и мастерство режиссера сделали киноленту культовой.
"Это было безумие, просто безумие. Даже офицеры говорили, что у них на учениях легче, чем у меня на съемках. Около 800 солдат привозили к 7 утра, всех надо было переодеть и выдать оружие. Колонна растягивалась на 1,5 километра. И вот представьте, сколько занимало времени, чтобы снять один дубль, потом развернуть всю эту армаду и вернуть на исходные позиции! И так две недели - да еще и жара стояла невероятная, не только люди не выдерживали - машины ломались. А надо заметить, что для съемок со всего бывшего Советского Союза собрали 24 единицы ЗИЛ-157. В первый же день, как только за руль "полуторки" посадили актера, он умудрился врезаться во впереди идущую машину. Поэтому пришлось отказаться от актера и посадить в кабину каскадера. К концу съемочного дня из 70 машин "в живых" оставалось только 20. Их ремонтировали и привозили снова", - рассказывал Пташук.
"Это было безумие, просто безумие. Даже офицеры говорили, что у них на учениях легче, чем у меня на съемках. Около 800 солдат привозили к 7 утра, всех надо было переодеть и выдать оружие. Колонна растягивалась на 1,5 километра. И вот представьте, сколько занимало времени, чтобы снять один дубль, потом развернуть всю эту армаду и вернуть на исходные позиции! И так две недели - да еще и жара стояла невероятная, не только люди не выдерживали - машины ломались. А надо заметить, что для съемок со всего бывшего Советского Союза собрали 24 единицы ЗИЛ-157. В первый же день, как только за руль "полуторки" посадили актера, он умудрился врезаться во впереди идущую машину. Поэтому пришлось отказаться от актера и посадить в кабину каскадера. К концу съемочного дня из 70 машин "в живых" оставалось только 20. Их ремонтировали и привозили снова", - рассказывал Пташук.
Однако злой рок будто бы преследовал картину: скандалы во время съемок, нехватка финансирования. Фильм вышел на экраны только в 2002-м.
Однако главная трагедия случилась после выхода ленты. 26 апреля 2002 года, по пути на присуждение премии "Ника" (фильм был заявлен в шести номинациях) Михаил Пташук погиб в Москве в автомобильной катастрофе. Прямо со сцены "Ники" озвучили страшную новость: машина, в которой ехал белорусский режиссер, вылетела на встречную полосу. И водитель, и пассажир погибли.
Однако злой рок будто бы преследовал картину: скандалы во время съемок, нехватка финансирования. Фильм вышел на экраны только в 2002-м.
Однако главная трагедия случилась после выхода ленты. 26 апреля 2002 года, по пути на присуждение премии "Ника" (фильм был заявлен в шести номинациях) Михаил Пташук погиб в Москве в автомобильной катастрофе. Прямо со сцены "Ники" озвучили страшную новость: машина, в которой ехал белорусский режиссер, вылетела на встречную полосу. И водитель, и пассажир погибли.
Дочь кинорежиссера Лика вспоминала: "Наша последняя встреча… Он приехал из Лос-Анджелеса, из Голливуда, где снимал свой последний фильм ("Песня розы" - Sputnik). Утром звонок от отца, в телефонной трубке бодрый, радостный голос: "Доча, я приехал на один день, завтра уезжаю в Москву на "Нику", потом оттуда лечу в Мексику на фестиваль, а потом снова в Америку, мне предлагают там новый проект, а также преподавание в киноакадемии, долго не увидимся, срочно приезжайте!" Едва мы перешагнули порог квартиры родителей, утонули в объятиях отца. Радостный, маленький тогда, мой сын Мишка возился с американскими игрушками, а отец, буквально захлебываясь от счастья, рассказывал: "Я нашел в Голливуде звук, который искал всю жизнь и не мог найти нигде. Я нашел звук смерти!" Этот звук был его воспоминанием детства, он рассказывал, когда срубили сад возле его дома в деревне, а над разрушенным гнездом летала и "плакала" птица. В отцовских воспоминаниях этот звук — плач птицы — навсегда остался символом смерти, он его искал всю жизнь, не мог найти на нашей киностудии и наконец нашел в Америке…".
Дочь кинорежиссера Лика вспоминала: "Наша последняя встреча… Он приехал из Лос-Анджелеса, из Голливуда, где снимал свой последний фильм ("Песня розы" - Sputnik). Утром звонок от отца, в телефонной трубке бодрый, радостный голос: "Доча, я приехал на один день, завтра уезжаю в Москву на "Нику", потом оттуда лечу в Мексику на фестиваль, а потом снова в Америку, мне предлагают там новый проект, а также преподавание в киноакадемии, долго не увидимся, срочно приезжайте!" Едва мы перешагнули порог квартиры родителей, утонули в объятиях отца. Радостный, маленький тогда, мой сын Мишка возился с американскими игрушками, а отец, буквально захлебываясь от счастья, рассказывал: "Я нашел в Голливуде звук, который искал всю жизнь и не мог найти нигде. Я нашел звук смерти!" Этот звук был его воспоминанием детства, он рассказывал, когда срубили сад возле его дома в деревне, а над разрушенным гнездом летала и "плакала" птица. В отцовских воспоминаниях этот звук — плач птицы — навсегда остался символом смерти, он его искал всю жизнь, не мог найти на нашей киностудии и наконец нашел в Америке…".