Тренерские драмы Натальи Дубовой: к юбилею легенды фигурного катания
© Sputnik / Виталий АрутюновЧлены сборной команды СССР по спортивным танцам на льду Марина Климова и Сергей Пономаренко с тренером Натальей Дубовой (слева) во время тренировки на льду дворца спорта "Сокольники"
© Sputnik / Виталий Арутюнов
Подписаться
В мировом фигурном катании в танцах на льду Наталья Дубова входит в тройку тренеров, на десятилетия определивших тенденции его развития. Стиль катания ее учеников практически все признают классическим, а для современных танцоров это эталон танцев на льду.
В газете "Советский спорт" от 5 января 1968 года в обзоре о проходившем в Воскресенске чемпионате СССР по фигурному катанию была рубрика "Арбитры защищают оценки". Незаметным для всех на то время прошел небольшой комментарий Натальи Бах, которая работала в судейской бригаде по танцам на льду.
Она дала оценку молодой паре Елене Жарковой и Геннадию Карпоносову, которых она выделила на турнире: "Учитывая современное развитие танцев, Жаркова и Карпоносов находятся на правильном пути. Если в обязательных танцах и, к сожалению, свойственны большое расстояние между партнерами, недостаточная "реберность" конька, то это можно объяснить отсутствием опыта и силы. Они многое уже знают, хотя не все умеют".
Могла ли она себе представить, что через десять лет, когда она будет уже тренером и сменит фамилию на Дубова, ее первые ученики Елена Гаранина и Игорь Завозин будут безуспешно сражаться за место в сборной СССР с Геннадием Карпоносовым и его новой партнершей Натальей Линичук, тренировавшейся у Дубовой и выполнившей под ее руководством норматив мастера спорта СССР. Линичук с Карпоносовым станут олимпийскими чемпионами, а Гаранина с Завозиным останутся вечно четвертыми и ни разу не попадут на чемпионаты мира или Европы.
© Sputnik / Борис БабановТренер по спортивным танцам на льду Наталья Дубова (справа) со своими учениками на чемпионате СССР по фигурному катанию
Тренер по спортивным танцам на льду Наталья Дубова (справа) со своими учениками на чемпионате СССР по фигурному катанию
© Sputnik / Борис Бабанов
Лучшие не всегда становятся первыми
В середине 1970-х не заметить танцевальную пару Елену Гаранину и Игоря Завозина, а также их молодого тренера Наталью Дубову было невозможно.
Всех именитых соперников Гараниной и Завозина, начиная с Людмилы Пахомовой и Александра Горшкова, отличал русский стиль катания, независимо от того, под какую музыку они катались.
© SputnikЕлена Гаранина и Игорь Завозин на тренировке
Елена Гаранина и Игорь Завозин на тренировке
© Sputnik
Стиль катания Гараниной и Завозина, основанный на абсолютной реберности конька, отсутствии видимого зазора между партнерами во время танца, многими воспринимался как элитарно космополитический, европейский.
После ухода из большого спорта Людмилы Пахомовой и Александра Горшкова у танцевальных дуэтов, дожидающихся своей очереди для участия в чемпионатах мира и Европы, появилось окно возможностей. Практически на всех турнирах третья танцевальная пара от сборной СССР в то время менялась.
Перепробовали всех, кроме Гараниной и Завозина. Есть мнение, что просто не повезло. Но есть и другое мнение — их просто боялись выпустить на мировые старты. По технике владения коньком, чистоте и плавности скольжения в олимпийском цикле между Инсбруком и Лейк-Плэсидом они были лучшими в мире.
Это была личная драма не только спортсменов, но и их тренера Натальи Дубовой. Спортивное начальство того времени понимало это и в качестве утешительного приза для Дубовой, чтобы дать ей возможность ездить на международные турниры, предложило ей тренировать "бесхозных" Ми и Мо — так в спортивной среде того времени называли двукратных чемпионов мира Ирину Моисееву и Андрея Миненкова.
© Sputnik / Дмитрий ДонскойСоветские фигуристы Ирина Моисеева (слева) и Андрей Миненков (справа) выступают на XIII зимних Олимпийских Играх
Советские фигуристы Ирина Моисеева (слева) и Андрей Миненков (справа) выступают на XIII зимних Олимпийских Играх
© Sputnik / Дмитрий Донской
Последний свой сезон они докатывали вместе с ней. Наталья Дубова вспоминала, что учить новых подопечных не имело смысла — они все сами умели делать, по большей части она училась у них сама. Думаю, это скромность интеллигентного человека.
В последнем для Ми и Мо сезоне их внутреннее состояние совпало с состоянием Дубовой. В их катании была внутренняя свобода и раскрепощенность, которая заставляла зал аплодировать почти весь танец.
Андрей Миненков в одном из интервью вспоминал, что самым сложным в то время для него было объясняться с зарубежными коллегами и арбитрами, которые считали их лучшими в советской сборной, почему советский судья, а следом за ним и арбитры из социалистических стран всегда ставят ниже их коллег по сборной. Как можно было объяснить в то время иностранцам, что арбитр из СССР не мог пойти против мнения спортивного начальства. Его бы просто отстранили от судейства на международных турнирах.
Счастливый билет из Англии
Наталья Дубова и ее молодые воспитанники Марина Климова и Сергей Пономаренко в новом олимпийском цикле от Лейк-Плэсида до Сараево ни на какие подарки судьбы не рассчитывали. В то время в спортивной кинодокументалистике был такой цикл "На пути к Олимпиаде". В фильме "На пути к Олимпиаде. Танцы на льду" в 1982 году имена Климовой и Пономаренко, как потенциальных медалистов, не упоминались.
© Sputnik / Сергей ГунеевМарина Климова и Сергей Пономаренко
Марина Климова и Сергей Пономаренко
© Sputnik / Сергей Гунеев
Для Натальи Дубовой и ее учеников счастливый билет пришел из Англии. В то время в советской танцевальной сборной никто не знал, что делать с англичанами Джейн Торвилл и Кристофером Дином, захватившим лидерство в танцах. Феномен англичан был прост — их тренер Бэти Калауэй продолжила традицию Дубовой. Когда у танцоров абсолютная техника, они могут все.
Самое удивительное, что техническая подготовка у всех спортсменов, когда-либо тренировавшихся у Дубовой или Каллауэй, оставалась с ними навсегда. И если они переходили к другому тренеру, то по техническому стилю их катания можно было определить, что когда-то они тренировались у известных мэтров в этом виде фигурного катания.
На свой первый чемпионат Европы Климова с Пономаренко поехали в Дортмунд в 1983 году, где стали четвертыми. В мире танцев на льду о них сразу заговорили. В олимпийском Сараево они неожиданно для всех стали третьими, обыграв в очном споре вторых номеров сборной Ольгу Воложинскую и Александра Свинина. Для Натальи Дубовой ее первый тренерский бронзовый подиум в Сараево стал тем фундаментом, с которого подвинуть ее не мог уже никто.
Великое противостояние
Новый олимпийский цикл от Сараево до Калгари в танцах на льду начался осенью 1984 года на турнире на призы газеты "Московские новости". Неожиданно для всех Марина Климова и Сергей Пономаренко в очном споре обыграли Наталью Бестемьянову и Андрея Букина. Свой успех они повторили и на чемпионате СССР в январе 1985 года в Днепропетровске.
Но смены лидеров не произошло — Татьяна Тарасова отбила штурм. Больше на внутренних турнирах во всем олимпийском цикле эти две пары не пересекались. На чемпионат Европы 1985 года в Гётеборге, открывавшем новый олимпийский цикл, от светской сборной под первым номером поехали Бестемьянова и Букин.
Сказать, какая из двух пар была на то время лучшей, невозможно. Это было время, когда явного лидера в танцах на льду не было. Танцы на льду – самый инерционный вид в фигурном катании, правило очередности за золотом при равных условиях никто не отменял. Но это четырехлетие у Климовой с Пономаренко было самым ярким.
В 1986 году Дубова ставит им "Золотой вальс", который вошел в обязательную программу у танцоров. В олимпийский год они замахнулись на немыслимое — произвольным танцем в Калгари стала каноническая "Кумпарсита", ставшая в свое время визитной карточкой Пахомовой и Горшкова. Климова с Пономаренко предложили не только новую музыкальную аранжировку этого танго, но и новое прочтение этого танца на льду. В Калгари их "Кумпарсита" покорила всех.
© Sputnik / Сергей ГунеевМарина Климова и Сергей Пономаренко
Марина Климова и Сергей Пономаренко
© Sputnik / Сергей Гунеев
Это было время не только противостояния двух великих танцевальных пар, но и двух великих тренеров — Татьяны Тарасовой и Натальи Дубовой. На предолимпийском чемпионате мира в 1991 году в Мюнхене произошло немыслимое — Климова с Пономаренко проиграли французской паре Изабель и Полю Дюшене. Драматичность ситуации была еще и в том, что для французов это была домашняя Олимпиада.
Закон танцев на льду того времени был прост — никто из проигравших чемпионов на верхнюю ступень пьедестала не возвращался. Это правило нарушили Марина Климова и Сергей Пономаренко. Не будем вникать в детали перехода этой пары к Татьяне Тарасовой. Главное в другом — на своих третьих играх Климова и Пономаренко стали олимпийскими чемпионами.
Заложница одного вида
У Натальи Дубовой четыре олимпийских подиума в качестве тренера – два серебряных и два золотых. Она единственный тренер в фигурном катании, чьи ученики заняли весь пьедестал почета на чемпионате мира. Ее воспитанники четыре раза становились олимпийскими чемпионами в танцах на льду, но в момент их олимпийского триумфа на лед их провожала не Наталья Дубова, а другие тренеры.
© Sputnik / Борис БабановНаталья Дубова - тренер по спортивным танцам на льду
Наталья Дубова - тренер по спортивным танцам на льду
© Sputnik / Борис Бабанов
В этой тренерской драме в фигурном катании Наталья Дубова стоит на особом месте. У меня есть свое объяснение этому феномену. Она работала в одном виде фигурного катания – танцах на льду, самом капризном, самом творческом и самом необъективном.
Ее тренерская судьба показывает, что тренировать одновременно три ведущие танцевальные пары мирового рейтинга невозможно по определению. Каждая тренировка – это мини-чемпионат мира, борьба за внимание тренера и хореографа. Если есть куда уходить, то уйдут. Так было, так есть и так будет.
Подобное сегодня переживает и ее бывшая ученица Этери Тутберидзе – первый номер в мировом рейтинге среди тренеров в женском одиночном катании. С той принципиальной разницей, что у одиночников есть количественные параметры оценки, есть прыжки, другие сложные элементы. Танцы на льду – это всегда эстетика, культура, вкус.
И это та высота, которую Наталья Дубова взяла с честью. В большом спорте выигрывать умеют все, проигрывать – только единицы. Феномен Натальи Дубовой не в количестве медалей, завоеванных ее учениками на высших мировых соревнованиях, а в том, что она сорок лет назад определила эпоху в танцах на льду, в парадигме которой развивается этот вид фигурного катания.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Самые интересные и важные новости ищите в нашем Telegram-канале и Viber. Также следите за нами в Дзен!
Также на Sputnik:
Право быть первым: памяти олимпийского чемпиона Александра Горшкова
Из легенд советского спорта в швейцарские пенсионеры: к 90-летию Олега Протопопова