Худрук Белгосцирка: сотворить чудо не так-то просто

© Sputnik / Юрий ИвановХудожественный руководитель Белорусского государственного цирка Витаутас Григалюнас
Художественный руководитель Белорусского государственного цирка Витаутас Григалюнас - Sputnik Беларусь, 1920, 06.04.2023
Подписаться
Несмотря на высокие цены билетов, в Белгосцирке всегда аншлаг. Колумнист Sputnik Евгений Огурцов-Кржижановский пообщался с художественных руководителем цирка, чтобы узнать, в чем секрет.
Текущий год для коллектива Белорусского государственного цирка стал временем празднования внутренних юбилеев и памятных дат. Они проходят на фоне аншлагов, аплодисментов и стабильно высоких кассовых сборов.
Но так было не всегда. Минчане помнят, как лихорадило цирк судебными тяжбами и разбирательствами, пока в 2013 году директором Белгосцирка не стал Владимир Шабан, а художественным руководителем – известный режиссер-постановщик Витаутас Григалюнас.
Десятилетие успешной работы тандема оценено как коллективом, так и зрителями. Колумнист Sputnik Евгений Огурцов-Кржижановский посетил минский цирк, чтобы пообщаться с его художественным руководителем Витаутасом Григалюнасом.
– К директору (цирка – Sputnik) отношусь хорошо, потому что он на своем месте. Зачем ругать начальство, если оно освободило меня, да и всю постановочную часть, от хозяйственных и иных мелочей. Зато мы можем теперь творить на полную мощь. Об этом только мечтать можно, – делится Григалюнас, когда речь заходит о недавнем 65-летнем юбилее директора.

Без права на ошибку

– А скажите мне, на что цирк имеет право, а что запрещено?
– Начнем с того, что цирк не имеет права на ошибку. Это касается как артистов, которые рискуют своим здоровьем и, не пугайтесь, даже жизнью. Так и постановочная часть, ставя спектакль, не имеет права сделать что-то не то, ведь программа идет два с половиной, а то и все три месяца. Если зритель не пошел, то это катастрофа, полное разорение и вполне реальное закрытие этого зрелищного предприятия. И вообще, цирк – дело серьезное!
Думается, что идущая сейчас программа "Ритмы Африки" – не ошибка?
– Совсем не ошибка. Думаю, что наоборот – успех! До конца апреля все билеты проданы, а мы вольны в мае устроить себе перерыв. Потому что во время посевной поры, как ни странно, в цирк ходят меньше. Почему? Да народ на дачи ломанется! А мы за это время, что-нибудь новенькое придумаем. Например, благотворительный спектакль "Победа – символ мира и созидания" для ветеранов ВОВ и их семей к 9 мая. Причем силами артистов нашего цирка. Это еще не точно, но задумка есть.
© Photo : Белорусский государственный циркПрограмма Белорусского государственного цирка "Ритмы Африки"
Программа Белорусского государственного цирка Ритмы Африки - Sputnik Беларусь, 1920, 05.04.2023
Программа Белорусского государственного цирка "Ритмы Африки"
– В театр, к настоящему искусству, не тянет?
– Честно говоря, обидно слышать! Мало того, что мы работаем без права на ошибку, так ведь еще и на всю семью сразу. Обычный театр делит репертуар на детские и взрослые спектакли, а мы объединяем всю семью в одном представлении.
Вот вам ипостась действительно важнейшего из искусств. Прибавьте к этому тот факт, что спектакли в цирке всегда на позитиве. Зрители восторгаются возможностями человеческого тела, ловкостью животных, смеются над клоунами… Тут следует учесть один нюанс, дело в том, что есть дети, которые клоунов боятся. То ли из-за их раскраски и вида необычного, то ли из-за громкого голоса.
Тигров с медведями не боятся, а при виде клоунов плачут. Правда, это редко бывает. Вот и попробуйте вместить в один спектакль и трагедию, и мюзикл, и драму, и комедию? А посмотрите на детей! Они только приходят в цирк и сразу же радуются и веселятся.

Африканская мечта

– Беру свои слова обратно. Цирковой спектакль ставить действительно сложней во много раз. Как вы творчески обыграли "Ритмы Африки"?
– Первая программа с африканским колоритом, которая так и называлась "Африка", была сделана три года назад, успешно прошла. Нынешний спектакль мы немножко упростили. Эдакий квест, как сейчас модно говорить, то есть поиск чего-то. Человеку скучно, ничего не хочется. Он валяется на диване, не зная, на что себя употребить.
И тут в шкафу начинает что-то шуршать, стучать, открываются дверки, выходят два чернокожих парня и затаскивают его в через шкаф… в Африку. Он сопротивляется поначалу, кричит, а потом начинает играть вместе с ними, разыскивая разные предметы и попадая в неожиданные ситуации. Это позволяет нанизывать на этот сюжет различные номера, чтобы достичь единства действия.
Кстати, все наше темнокожее население Африки – это артисты из Эфиопии, труппа "African dream circus" под руководством Гебризьябаре Йенене Тесфае, замечательные ребята.
© Photo : Белорусский государственный циркАртисты из Эфиопии, труппа "African dream circus"
Программа Белорусского государственного цирка Ритмы Африки - Sputnik Беларусь, 1920, 05.04.2023
Артисты из Эфиопии, труппа "African dream circus"
– Так просто сотворить чудо?
– Если бы просто! В театре, например, взял пьесу, роли распределил, костюмы придумал и репетируй себе до премьеры. А тут номера разношерстные, люди никогда ранее не встречались. Попробуй все состыковать, чтобы спектакль получился? А костюмы? А музыка? Как убрать лишнее и создать целое?
– И вы сами все это смогли сделать?
– Вовсе даже не я, а мы, вся постановочная часть. Работа худрука цирка сродни генеральному конструктору самолета. Мне надо наметить перспективы и начертить основное. А уж режиссер-постановщик Алла Николаева-Алиева и другие члены команды дорабатывают детали. Так что у нас тут "мы" в ходу, а не "я".
– Погодите, господин худрук, но набор-то обязательных компонентов должен же быть?
– Конечно. Сквозная линия, сюжет, номера – это все я определяю и прописываю для всех по жанрам. Всегда должны быть клоуны, жонглеры, акробаты, воздушные гимнасты, дрессированные животные – вот обязательный набор.
Затем поджанры, которые уточняют действие. В "ритмах" это переходная лестница… Кстати, очень интересная группа под руководством Андрея Воложанина (Россия), обладатели серебряной медали 1-го Всероссийского фестиваля клоунады и эксцентрики в Саратове и бронзы на международном фестивале в Жироне. А номер "Дрессированные буйволы и медведь" поставил Серго Самхарадзе, заслуженный артист России.

Команда, без которой нам не жить

– То есть вы, художественный руководитель, занимаетесь своеобразным киномонтажом?
– Да, можно и так сказать, с некоторой натяжкой. Ведь поймите, не стану же я дирижировать оркестром или балету ставить хореографию… Командная работа и по-другому нельзя. Поэтому корпоративы по поводу юбилеев и иных дат – это важно, это слаживание команды. Мы вместе растем, мы в одной упряжке и иначе нельзя.
– Знаю, что цирк не лег и в коронавирусные времена. В чем секрет?
– Мы за период пандемии выпустили три программы, причем сугубо своими силами. Да, зрители ходили в масках, в шахматном порядке рассаживались. Потери были, но (мы – Sputnik) не легли окончательно! Зрители сидели в куртках, но всегда было битком.
– Так реклама вам не нужна, раз зал забит до отказа?
– Очень даже нужна! У нас ведь есть еще и выездные спектакли. Вот сейчас едем в Слуцк, Борисов и Молодечно. В Витебске давали представление под названием "Прелюдия к Славянскому базару". Первый раз в истории города в нем выступил цирк. Так что реклама всегда нужна.
© Photo : Белорусский государственный циркКлоуны на арене Белорусского государственного цирка
Программа Белорусского государственного цирка Ритмы Африки - Sputnik Беларусь, 1920, 05.04.2023
Клоуны на арене Белорусского государственного цирка
– А новые звезды в цирке в последнее время зажигаются?
– Есть классная девочка, воздушная гимнастка, которая прекрасно играет на скрипке. Она, не буду называть ее имя, это и есть будущее цирка! Оно именно в универсализме, где на стыке жанров рождаются шедевры.
Есть такой парень, Глеб Козленко, который прыгает на батуте. Он пришел из паркура года три назад. И у него пошло даже лучше, чем у знаменитых чемпионов-батутистов, которые, увы, не растут. Ну, показали результат, как на соревнованиях, а в цирке эмоции нужны, чтобы зритель восхитился трюком и зааплодировал.
Мальчишка стал воздушным гимнастом и поехал с гимнасткой Натальей Нарышкиной на фестиваль "Эхо Азии", да не просто так, а завоевали Гран-При. Теперь их везде зовут. Простой парнишка, а талант и труд ведут к успеху. Такой вот у нас цирк!

И тигра не прокормит

Субсидии государства от общего дохода цирка составляют около десяти процентов, все остальное – самоокупаемость. Это большое хозяйство. Животных надо кормить по три раза в день, мыть их, сушить - все это расход воды и электроэнергии. Даже солярий для животных есть. А тигры? Знайте, что в день одна особь съедает восемь килограммов мяса.
Теперь о ценах на билеты. Обычные места стоят от 9 до 57 белорусских рублей. VIP-ложа – от 62 до 152 рублей, а центральная ложа – от 82 до 152 рублей. Ну и что, все эти VIP-места едва тигров прокормят. Феномен проявляется в другом: не смотря на дорогие билеты все 1600 мест в минском цирке всегда заполнены.
Самые интересные и важные новости ищите в нашем Telegram-канале и Viber. Также следите за нами в Дзен!
Также на Sputnik:
Чарующая акварель академика Локотко: когда не можешь не писать – пиши
Скульптор Финский: джаз – это и есть моя малая пластика, это свобода и экспромт
"Диалог с космосом": выставка в честь двух праздников открылась в Минске
Лента новостей
0