На велосипеде по России: путевые заметки с Золотого кольца
На велосипеде по России: путевые заметки с Золотого кольца
Sputnik Беларусь
Старинные русские города – целая вселенная. Академик Лихачев писал, что в целом Русь, праматерь белорусов, русских и украинцев, отличалась "вселенскостью"... 05.08.2023, Sputnik Беларусь
Один из самых интересных исторических регионов – Северо-Восточная Русь. Именно по ней проходит классический маршрут Золотого кольца.За один раз объехать все Кольцо можно, но понять его в полной мере – вряд ли. Лучше съездить в каждый из городов отдельно. Небольшой отрезок классического маршрута из Сергиева Посада до Переславля-Залесского преодолел корреспондент Sputnik на велосипеде.История маршрутаКлассический вариант Золотого кольца, как и само название маршрута, придумал в 1967 году искусствовед и журналист Юрий Бычков. Тогда он работал в газете "Советская культура", редакция которой располагалась в Москве, а потому и концепция путешествия была "москвоцентричной".Бычков закольцевал маршрут: выезжать из Москвы надо было на Восток – в город Владимир, а возвращаться с северо-восточной стороны. Дорога пролегала также через Суздаль, Иваново, Шую, Кинешму, Щелыково, Судиславль, Кострому, Ярославль, Ростов Великий, Переславль-Залесский. Предпоследней точкой перед финишем в Москве был Сергиев Посад, который тогда назывался Загорском.Несмотря на то, что Золотое кольцо считается легендарным маршрутом, не все перечисленные выше географические названия известны широкому кругу людей. Зато эти места тесно связаны с историей центральной части России. В каком-то смысле поездка по Золотому кольцу –путешествие во времени. По культурно-исторической значимости для тех регионов названные города и поселки аналогичны Полоцку и Турову в Беларуси.Историю можно изучать хотя бы по названиям городов и поселков Золотого кольца. Есть топонимы славянского происхождения – Ярославль, Иваново, а другие финно-угорского – Шуя, Кинешма. Происхождение некоторых до сих пор неясно. По Костроме есть две версии: либо город назвали в честь героини славянских языческих мифов, либо это финно-угорский топоним, переводящийся как "земля искупления".В любом случае, названия показывают, что население в старину там формировалось из славян и различных финно-угорских племен. Иногда встречаются следы тюрков: к примеру, деревня Берендеево в Переславском районе.МоскваХочешь, не хочешь, но путь придется начинать с Москвы. В нашем случае стояла задача добраться туда с велосипедом из Минска. Можно было отправиться своим ходом, но даже на больших скоростях и при минимальном отдыхе это минимум двое суток на дорогу.Был выбран более оптимальный путь – ночной поезд из Минска с отправлением в пятницу вечером. Сейчас ходит несколько таких составов, но в нашем случае нужно выбирать те, что прибывают в Москву около 9 утра.Перевозить велосипед в поезде можно, но есть масса нюансов. Железного коня нужно частично разбирать, упаковывать, а еще он должен соответствовать определенным габаритам. Если хоть на пять сантиметров отклонение, проводник и начальник поезда могут не пустить в вагон.Беда еще и в том, что раньше были стандартные плацкарты и купе, а сейчас вагоны разные. Где-то на багажную полку велосипед входит идеально, а в других его части выпирают, что также может не понравиться проводнику.У автора текста есть опыт провоза велосипедов также на междугородних автобусах, но и там не все идеально. Перевозку велосипеда нужно согласовывать заранее. Могут не разрешить, а могут одобрить за дополнительную плату.Есть более простой вариант – отправить велосипед отдельно через транспортную компанию. В Минске этим занимаются несколько фирм и обычно, если вы сдали на склад груз до семи-восьми вечера, утром он уже в Москве. Стоит услуга в среднем 60 рублей в одну сторону.Главное заранее уточнить, где московский склад. Естественно, он должен быть недалеко от метро. Иначе нет смысла заказывать доставку. Склады находятся не в центре и открываются обычно в 10:00. Поэтому удобный вариант – поспать в ночном поезде и прибыть около девяти утра, что и было сделано.Особенности ПДДВажно заранее проработать маршрут от склада к точке выезда из Москвы. При этом нужно понимать, что в России немного другие Правила дорожного движения (ПДД). Ездить по тротуарам, в принципе, можно, как в Беларуси, но вам может сделать замечание инспектор ДПС. По российским ПДД взрослый велосипедист (старше 14 лет) должен ехать по велодорожке. Если ее нет, надо двигаться по краю проезжей части. Иногда там бывают велополосы, как у Комаровского рынка в Минске.В Беларуси бытует стереотип, что ехать по дороге опасно. На самом деле, это не так - просто при таких ПДД внимание концентрируется не на том, как аккуратно объехать пешехода, а на том, у кого главная дорога, какой цвет светофора горит сейчас для машин (а значит и для вас), нет ли помехи справа на пересечении улиц. Если делать все правильно, по дороге вы проедете быстрее, чем по тротуарам.Выезд из городаНесмотря на то, что Золотое кольцо по классике начинается с Владимира, решено было ехать в Посад, так как он ближе всего к Москве. Опять же можно добираться своим ходом. Для экономии времени выбор был сделан в пользу электрички. К тому же выезд из Москвы на велосипеде предполагает долгое изучение карты, так как выдвигаться по оживленным магистралям опасно. Нужно искать объездные пути.Не обязательно ехать на электричке до самого Сергиева Посада. Можно, например, выйти в подмосковном Пушкино. Однако оттуда самый короткий путь пролегает почти полностью по автомагистрали, где движение на велосипеде и опасно, и запрещено правилами.До Посада электричка идет примерно полтора часа. С 11:00 до 16:00 и с 21:00 до 06:00 перевозка велосипеда там бесплатна, но при условии, что вы возьмете специальный квиток в кассе. Также велосипед нужно перевозить в тамбуре. В вагон его разрешается занести только в разобранном и упакованном виде с соблюдением определенных габаритов. Честно говоря, в электричке это почти нереально.Поездка в одну сторону стоит около 240 российских рублей или примерно 8 белорусских. Причем надо попасть в нужные кассы. Ярославский вокзал Москвы расположен так близко к Ленинградскому, что можно перепутать их зоны продажи пригородных билетов.Сергиев ПосадСтаршее поколение помнит его как Загорск. Такое название город носил около 60 лет в советское время. Поселение выросло из монастыря, который был основан в XIV веке святым Сергием Радонежским. Сейчас это центр притяжения паломников и туристов из разных стран. Население – примерно 100 тыс. человек.Даже если у вашей электрички, конечная не в Посаде, все равно на этой станции выходит основная часть пассажиров. Так что нужно аккуратно выгружаться с велосипедом, чтобы никого не задеть.Что посетить в Сергиевом Посаде? Свято-Троицкую Сергиеву лавру: от вокзала на велосипеде это буквально пять минут. По Вокзальной площади доезжаете до улицы 1-я Рыбная, и по ней быстро добираетесь на проспект Красной Армии. Это центральная транспортная артерия города.На проспекте много заведений, магазинов. Есть там и Музей игрушки имени легендарного российского искусствоведа Николая Бартрама. Он открыл в Москве этот музей на заре советской власти, а потом экспозицию перевезли в Посад.Считается, что именно в Сергиевом Посаде русские мастера адаптировали к русской культуре деревянные игрушки с японского острова Хонсю. Так появились матрешки. В Посаде считают, что местные матрешки особенные, и называют их "загорскими". Можно купить их на память. Самая дешевая стоит примерно 670 российских рублей (22 белорусских).Рядом с музеем – красивая набережная реки Копнинки, а недалеко – лавра. Подъезжать на велосипеде к ее стенам не очень комфортно: брусчатка заставляет хорошенько потрястись. Зато перед вами открываются красивые виды. Также у стен монастыря продают вкусные лаврские калачи.Вокруг еще немало интересных мест: мемориал солдатам Великой Отечественной войны, памятники Сергию Радонежскому, Петру и Февронье и, конечно, Ленину. Если не знаете с чего начать, спросите у местных, где Белый пруд. На его берегу есть экскурсионный центр и замечательные релакс-качели, на которых можно отдохнуть.Проехав от лавры дальше по правой стороне центрального проспекта в сторону севера, можно остановиться у Историко-художественного музея и осмотреть экспозицию. Стандартный билет без экскурсии стоит 320 российских рублей (около 10 белорусских). Студентам, пенсионерам и школьникам – скидки.Двигаемся по проспекту дальше и выбираем, в каком магазине купить перекус, потому что в пути не всегда будут заведения общепита. Да и на велосипеде лучше питаться тем, что легко и быстро усваивается, а не придорожной шаурмой (хотя последняя на Ярославском шоссе очень даже вкусная). В Посаде продмагов по пути много, и лучше там купить детское пюре в дой-паках, зефир, воду.ШоссеЗатарившись едой и водой (лучше минеральной с малым содержанием солей), нужно ехать вперед по проспекту до самого конца. По пути будет развилка, главное повернуть в нужную сторону по стрелочке на указателе "Ярославль". Через непродолжительное время вы попадете на старое Ярославское шоссе. Здесь начинается путь в древний город Переславль-Залесский. Возможно где-то рядом когда-то проезжал Александр Невский…Кстати настоятельно не рекомендуется ехать по новому шоссе, которое огибает Сергиев Посад. Почему? Опять же это автомагистраль, и двигаться на велосипеде там запрещено, да и опасно.На старом шоссе относительно спокойно. Сервисы навигации обычно прокладывают для велосипедистов более длинные объездные маршруты по второстепенным дорогам. Если почитать форумы и паблики велопутешественников, убеждаешься, что лучше по тем путям не следовать. Как правило, это грунтовки, не всегда хорошо проходимые для велосипеда. К тому же, хоть шоссе и старое, там есть нормальный придорожный сервис.Кроме магазинов, закусочных и АЗС с цивильными туалетами, у старого Ярославского шоссе есть где переночевать, если вы не спешите и хотите посетить старинные храмы по пути, либо другие достопримечательности. Бывалый турист с легкой палаткой или специальным гамаком найдет здесь места для ночевки на природе.Чтобы поспать в гостевом доме, можно свернуть в Пересвет или Беликово. Ценники там варьируются от 1,4 тыс. российских (около 46 белорусских) до 14,7 тыс. (487 белорусских). Выбор есть как по стоимости, так и по уровню сервиса.Но эти локации находятся недалеко от Сергиева Посада. После них ближайшие размещения для туристов есть только в Переславле и его предместьях, за исключением придорожной гостиницы между деревнями Лисавы и Василево.В принципе не обязательно ночевать на этом отрезке, ведь переезд между Сергиевым Посадом в Переславль-Залесский даже на велосипеде не такой большой. Поездка с несколькими привалами со средней скоростью 15 км/ч займет примерно пять часов. Летом при длинном световом дне это вполне приемлемо и для начинающего туриста.Так что ночлег не обязательно нужен, но иногда хочется по пути принять душ. Такая возможность есть. Например, в месте, где старое и новое шоссе сливаются в одну дорогу примерно за 20 км до Переславля (тот отрезок уже не считается магистралью). Локацию легко найти: она слева по ходу движения из Посада после деревни Василево. Там стоят несколько построек с кафе, сауной и другими сервисами. Рядом с ними всегда припаркованы хотя бы несколько фур.Чтобы безопасно попасть туда, велосипедисту по дороге в Переславль надо доехать по трассе до деревни Новинцы (это совсем рядом с Василево), и там перейти на другую сторону по "зебре", а потом вернуться на 700 метров назад по обочине, лучше спешившись. Обратно в Посад вы будет ехать по правой стороне, поэтому заехать в душ еще проще.Что еще есть интересного? По пути в Переславль можно полюбоваться церковью в Сватково, посетить музей сказки в Василево. Также есть очень красивая Духовская церковь в деревне Новое, а недалеко от въезда в Переславль стоит старинная часовня Феодора Стратилата (часовня Крест).По легенде, недалеко от этого места родился сын Ивана Грозного – Федор. Это не тот, которого царь убивает на знаменитой картине. Федор успел поцарствовать в конце XVI века и стал последним Рюриковичем на троне, а после были Годуновы, смутное время и воцарение Романовых.Но вернемся к дороге. Старое шоссе для велосипедистов довольно безопасно, однако местность там холмистая, а потому вы то летите как вольная птица, то ползете в гору как черепаха. Если не уверены в своих силах, преодолевайте подъемы пешком. Поверьте, они заканчиваются и встречаются не по всему протяжению дороги.Мотивировать себя можно тем, что это шоссе уникальное. Вроде бы отрезок небольшой, но вы проезжаете сразу через три области: Московскую, Владимирскую и Ярославскую. К тому же впереди вас ждет старинный город Переславль с огромным количеством достопримечательностей. Там родился Александр Невский, там на озере создал свой первый потешный флот Петр Великий. И даже Ленин в тех местах отметился. Рядом с Переславлем, в усадьбе друзей Ганшиных, будущий вождь революции в конце XIX века тайком от властей напечатал одну из своих книг.Переславль – это отдельная жемчужина, о которой мы расскажем в других материалах.Самые интересные и важные новости ищите в нашем Telegram-канале и Viber. Также следите за нами в Дзен!Также на Sputnik:
Старинные русские города – целая вселенная. Академик Лихачев писал, что в целом Русь, праматерь белорусов, русских и украинцев, отличалась "вселенскостью". Лишь читая книги по истории и культуре, этого не понять - нужно путешествовать.
Один из самых интересных исторических регионов – Северо-Восточная Русь. Именно по ней проходит классический маршрут Золотого кольца.
За один раз объехать все Кольцо можно, но понять его в полной мере – вряд ли. Лучше съездить в каждый из городов отдельно. Небольшой отрезок классического маршрута из Сергиева Посада до Переславля-Залесского преодолел корреспондент Sputnik на велосипеде.
История маршрута
Классический вариант Золотого кольца, как и само название маршрута, придумал в 1967 году искусствовед и журналист Юрий Бычков. Тогда он работал в газете "Советская культура", редакция которой располагалась в Москве, а потому и концепция путешествия была "москвоцентричной".
Бычков закольцевал маршрут: выезжать из Москвы надо было на Восток – в город Владимир, а возвращаться с северо-восточной стороны. Дорога пролегала также через Суздаль, Иваново, Шую, Кинешму, Щелыково, Судиславль, Кострому, Ярославль, Ростов Великий, Переславль-Залесский. Предпоследней точкой перед финишем в Москве был Сергиев Посад, который тогда назывался Загорском.
Несмотря на то, что Золотое кольцо считается легендарным маршрутом, не все перечисленные выше географические названия известны широкому кругу людей. Зато эти места тесно связаны с историей центральной части России. В каком-то смысле поездка по Золотому кольцу –путешествие во времени. По культурно-исторической значимости для тех регионов названные города и поселки аналогичны Полоцку и Турову в Беларуси.
Историю можно изучать хотя бы по названиям городов и поселков Золотого кольца. Есть топонимы славянского происхождения – Ярославль, Иваново, а другие финно-угорского – Шуя, Кинешма. Происхождение некоторых до сих пор неясно. По Костроме есть две версии: либо город назвали в честь героини славянских языческих мифов, либо это финно-угорский топоним, переводящийся как "земля искупления".
В любом случае, названия показывают, что население в старину там формировалось из славян и различных финно-угорских племен. Иногда встречаются следы тюрков: к примеру, деревня Берендеево в Переславском районе.
Хочешь, не хочешь, но путь придется начинать с Москвы. В нашем случае стояла задача добраться туда с велосипедом из Минска. Можно было отправиться своим ходом, но даже на больших скоростях и при минимальном отдыхе это минимум двое суток на дорогу.
Был выбран более оптимальный путь – ночной поезд из Минска с отправлением в пятницу вечером. Сейчас ходит несколько таких составов, но в нашем случае нужно выбирать те, что прибывают в Москву около 9 утра.
Перевозить велосипед в поезде можно, но есть масса нюансов. Железного коня нужно частично разбирать, упаковывать, а еще он должен соответствовать определенным габаритам. Если хоть на пять сантиметров отклонение, проводник и начальник поезда могут не пустить в вагон.
Беда еще и в том, что раньше были стандартные плацкарты и купе, а сейчас вагоны разные. Где-то на багажную полку велосипед входит идеально, а в других его части выпирают, что также может не понравиться проводнику.
У автора текста есть опыт провоза велосипедов также на междугородних автобусах, но и там не все идеально. Перевозку велосипеда нужно согласовывать заранее. Могут не разрешить, а могут одобрить за дополнительную плату.
Есть более простой вариант – отправить велосипед отдельно через транспортную компанию. В Минске этим занимаются несколько фирм и обычно, если вы сдали на склад груз до семи-восьми вечера, утром он уже в Москве. Стоит услуга в среднем 60 рублей в одну сторону.
Главное заранее уточнить, где московский склад. Естественно, он должен быть недалеко от метро. Иначе нет смысла заказывать доставку. Склады находятся не в центре и открываются обычно в 10:00. Поэтому удобный вариант – поспать в ночном поезде и прибыть около девяти утра, что и было сделано.
Особенности ПДД
Важно заранее проработать маршрут от склада к точке выезда из Москвы. При этом нужно понимать, что в России немного другие Правила дорожного движения (ПДД). Ездить по тротуарам, в принципе, можно, как в Беларуси, но вам может сделать замечание инспектор ДПС. По российским ПДД взрослый велосипедист (старше 14 лет) должен ехать по велодорожке. Если ее нет, надо двигаться по краю проезжей части. Иногда там бывают велополосы, как у Комаровского рынка в Минске.
В Беларуси бытует стереотип, что ехать по дороге опасно. На самом деле, это не так - просто при таких ПДД внимание концентрируется не на том, как аккуратно объехать пешехода, а на том, у кого главная дорога, какой цвет светофора горит сейчас для машин (а значит и для вас), нет ли помехи справа на пересечении улиц. Если делать все правильно, по дороге вы проедете быстрее, чем по тротуарам.
Выезд из города
Несмотря на то, что Золотое кольцо по классике начинается с Владимира, решено было ехать в Посад, так как он ближе всего к Москве. Опять же можно добираться своим ходом. Для экономии времени выбор был сделан в пользу электрички. К тому же выезд из Москвы на велосипеде предполагает долгое изучение карты, так как выдвигаться по оживленным магистралям опасно. Нужно искать объездные пути.
Не обязательно ехать на электричке до самого Сергиева Посада. Можно, например, выйти в подмосковном Пушкино. Однако оттуда самый короткий путь пролегает почти полностью по автомагистрали, где движение на велосипеде и опасно, и запрещено правилами.
До Посада электричка идет примерно полтора часа. С 11:00 до 16:00 и с 21:00 до 06:00 перевозка велосипеда там бесплатна, но при условии, что вы возьмете специальный квиток в кассе. Также велосипед нужно перевозить в тамбуре. В вагон его разрешается занести только в разобранном и упакованном виде с соблюдением определенных габаритов. Честно говоря, в электричке это почти нереально.
Поездка в одну сторону стоит около 240 российских рублей или примерно 8 белорусских. Причем надо попасть в нужные кассы. Ярославский вокзал Москвы расположен так близко к Ленинградскому, что можно перепутать их зоны продажи пригородных билетов.
Старшее поколение помнит его как Загорск. Такое название город носил около 60 лет в советское время. Поселение выросло из монастыря, который был основан в XIV веке святым Сергием Радонежским. Сейчас это центр притяжения паломников и туристов из разных стран. Население – примерно 100 тыс. человек.
Даже если у вашей электрички, конечная не в Посаде, все равно на этой станции выходит основная часть пассажиров. Так что нужно аккуратно выгружаться с велосипедом, чтобы никого не задеть.
Что посетить в Сергиевом Посаде? Свято-Троицкую Сергиеву лавру: от вокзала на велосипеде это буквально пять минут. По Вокзальной площади доезжаете до улицы 1-я Рыбная, и по ней быстро добираетесь на проспект Красной Армии. Это центральная транспортная артерия города.
На проспекте много заведений, магазинов. Есть там и Музей игрушки имени легендарного российского искусствоведа Николая Бартрама. Он открыл в Москве этот музей на заре советской власти, а потом экспозицию перевезли в Посад.
Считается, что именно в Сергиевом Посаде русские мастера адаптировали к русской культуре деревянные игрушки с японского острова Хонсю. Так появились матрешки. В Посаде считают, что местные матрешки особенные, и называют их "загорскими". Можно купить их на память. Самая дешевая стоит примерно 670 российских рублей (22 белорусских).
Рядом с музеем – красивая набережная реки Копнинки, а недалеко – лавра. Подъезжать на велосипеде к ее стенам не очень комфортно: брусчатка заставляет хорошенько потрястись. Зато перед вами открываются красивые виды. Также у стен монастыря продают вкусные лаврские калачи.
Вокруг еще немало интересных мест: мемориал солдатам Великой Отечественной войны, памятники Сергию Радонежскому, Петру и Февронье и, конечно, Ленину. Если не знаете с чего начать, спросите у местных, где Белый пруд. На его берегу есть экскурсионный центр и замечательные релакс-качели, на которых можно отдохнуть.
Проехав от лавры дальше по правой стороне центрального проспекта в сторону севера, можно остановиться у Историко-художественного музея и осмотреть экспозицию. Стандартный билет без экскурсии стоит 320 российских рублей (около 10 белорусских). Студентам, пенсионерам и школьникам – скидки.
Двигаемся по проспекту дальше и выбираем, в каком магазине купить перекус, потому что в пути не всегда будут заведения общепита. Да и на велосипеде лучше питаться тем, что легко и быстро усваивается, а не придорожной шаурмой (хотя последняя на Ярославском шоссе очень даже вкусная). В Посаде продмагов по пути много, и лучше там купить детское пюре в дой-паках, зефир, воду.
Шоссе
Затарившись едой и водой (лучше минеральной с малым содержанием солей), нужно ехать вперед по проспекту до самого конца. По пути будет развилка, главное повернуть в нужную сторону по стрелочке на указателе "Ярославль". Через непродолжительное время вы попадете на старое Ярославское шоссе. Здесь начинается путь в древний город Переславль-Залесский. Возможно где-то рядом когда-то проезжал Александр Невский…
Кстати настоятельно не рекомендуется ехать по новому шоссе, которое огибает Сергиев Посад. Почему? Опять же это автомагистраль, и двигаться на велосипеде там запрещено, да и опасно.
На старом шоссе относительно спокойно. Сервисы навигации обычно прокладывают для велосипедистов более длинные объездные маршруты по второстепенным дорогам. Если почитать форумы и паблики велопутешественников, убеждаешься, что лучше по тем путям не следовать. Как правило, это грунтовки, не всегда хорошо проходимые для велосипеда. К тому же, хоть шоссе и старое, там есть нормальный придорожный сервис.
Кроме магазинов, закусочных и АЗС с цивильными туалетами, у старого Ярославского шоссе есть где переночевать, если вы не спешите и хотите посетить старинные храмы по пути, либо другие достопримечательности. Бывалый турист с легкой палаткой или специальным гамаком найдет здесь места для ночевки на природе.
Чтобы поспать в гостевом доме, можно свернуть в Пересвет или Беликово. Ценники там варьируются от 1,4 тыс. российских (около 46 белорусских) до 14,7 тыс. (487 белорусских). Выбор есть как по стоимости, так и по уровню сервиса.
Но эти локации находятся недалеко от Сергиева Посада. После них ближайшие размещения для туристов есть только в Переславле и его предместьях, за исключением придорожной гостиницы между деревнями Лисавы и Василево.
В принципе не обязательно ночевать на этом отрезке, ведь переезд между Сергиевым Посадом в Переславль-Залесский даже на велосипеде не такой большой. Поездка с несколькими привалами со средней скоростью 15 км/ч займет примерно пять часов. Летом при длинном световом дне это вполне приемлемо и для начинающего туриста.
Так что ночлег не обязательно нужен, но иногда хочется по пути принять душ. Такая возможность есть. Например, в месте, где старое и новое шоссе сливаются в одну дорогу примерно за 20 км до Переславля (тот отрезок уже не считается магистралью). Локацию легко найти: она слева по ходу движения из Посада после деревни Василево. Там стоят несколько построек с кафе, сауной и другими сервисами. Рядом с ними всегда припаркованы хотя бы несколько фур.
Чтобы безопасно попасть туда, велосипедисту по дороге в Переславль надо доехать по трассе до деревни Новинцы (это совсем рядом с Василево), и там перейти на другую сторону по "зебре", а потом вернуться на 700 метров назад по обочине, лучше спешившись. Обратно в Посад вы будет ехать по правой стороне, поэтому заехать в душ еще проще.
Что еще есть интересного?
По пути в Переславль можно полюбоваться церковью в Сватково, посетить музей сказки в Василево. Также есть очень красивая Духовская церковь в деревне Новое, а недалеко от въезда в Переславль стоит старинная часовня Феодора Стратилата (часовня Крест).
По легенде, недалеко от этого места родился сын Ивана Грозного – Федор. Это не тот, которого царь убивает на знаменитой картине. Федор успел поцарствовать в конце XVI века и стал последним Рюриковичем на троне, а после были Годуновы, смутное время и воцарение Романовых.
Но вернемся к дороге. Старое шоссе для велосипедистов довольно безопасно, однако местность там холмистая, а потому вы то летите как вольная птица, то ползете в гору как черепаха. Если не уверены в своих силах, преодолевайте подъемы пешком. Поверьте, они заканчиваются и встречаются не по всему протяжению дороги.
Мотивировать себя можно тем, что это шоссе уникальное. Вроде бы отрезок небольшой, но вы проезжаете сразу через три области: Московскую, Владимирскую и Ярославскую. К тому же впереди вас ждет старинный город Переславль с огромным количеством достопримечательностей. Там родился Александр Невский, там на озере создал свой первый потешный флот Петр Великий. И даже Ленин в тех местах отметился. Рядом с Переславлем, в усадьбе друзей Ганшиных, будущий вождь революции в конце XIX века тайком от властей напечатал одну из своих книг.
Переславль – это отдельная жемчужина, о которой мы расскажем в других материалах.