Ветковский музей пополнился артефактом, которому более 200 лет
Ветковский музей пополнился артефактом, которому более 200 лет
Sputnik Беларусь
На икону "Благовещение" собирали всей страной. Навершие царских врат с изображением Богородицы и Архангела Гавриила написано в ветковской иконописной традиции... 06.04.2024, Sputnik Беларусь
Артефакт, которому более двух столетий, появился в Ветковском музее старообрядчества и белорусских традиций. По предположениям заместителя директора по научной работе учреждения Галины Нечаевой, это может быть часть иконостаса из Никольского храма в Новозыбкове, в котором хранитель наследия старообрядцев крестила своего сына.Какими еще новыми экспонатами пополнился Ветковский музей старообрядчества и белорусских традиций имени Ф.Г. Шклярова, причем тут Иван Грозный и мистическое исчезновение первой раскольничьей церкви в стародубско-ветковских пределах, узнавала корреспондент Sputnik Татьяна Федоренко.Шестикрылые и огнеликиеБлагодаря подписчикам и неравнодушным ценителям старообрядческой культуры у Ветковского музея появилась возможность впервые продемонстрировать икону "Благовещение", состоящую из двух частей, украшавшую царские врата иконостаса предположительно одного из храмов в Ветке.После разорения города в 1735 году уникальные иконы попали на территорию Российской империи, а в наши дни стали желанными лотами на аукционах, на одном из которых и приобрели навершие царских врат XIX века для музея в Ветке.То, что это почерк именно ветковской иконописной школы, основанной еще в 1680-х годах на землях ВКЛ выходцами из Русского государства, сомнений нет, считают музейные сотрудники и указывают на характерные для этого региона элементы живописи: "Архангел Гавриил в левой руке держит изукрашенный растительный жезл с трилистниками похожими на лилии. Его пальцы укрупненные - это отсылает к более поздним временам. Изящные украшения в росписи далматики (деталь литургического облачения католического клирика, верхняя расшитая риза), наверняка была имитация камней красного и синего цветов, но самое важное – барочные ветковские букеты роз украшают его одежду".Богородица, со слов хранителей старообрядческого наследия, выглядит скромнее, но столь же изящно украшена ее мафория. Особый интерес вызывают тонкие узоры, украшающие кайму, спадающую с левого плеча. Они прописаны тончайшими белыми линиями словно бахромой. Сама Богородица изображена со сложенными руками, выражающими смирение и послушание. Вся композиция дополнена вверху расходящимися облаками и спускающимся с небес потоком света. В самом центре по двум углам изображены два херувима. Они не только шестикрылые, но и огнеликие. Тема огневидных образов значима для иконографии и является объектом изучения в Ветковском музее.Иконостас времен Ивана ГрозногоЕще одна уникальная находка пролежала в фондах музея более сорока лет. По предположениям музейщиков, ей может быть больше 300 лет. В качестве свидетельств в Ветковском музее приводят исторический факт - ход обретения иконостаса для первой раскольничьей церкви в стародубско-ветковских пределах описал один из первых исследователей Ветки и Стародубья, церковный историк Михаил Лилеев. В своих исследованиях он пользовался рукописями XVIII века.Рассказ звучал так: "Въ Калуге Феодосію удалось въ одной запустевшей отъ ветхости церкви Покрова Богородицы, въ которой иконостась сохранился оть времень царя Іоанна Грознаго, совершить ночью на великій четвертокь 1695 г. литургію...Феодосій озаботился достать черезь калужань покупкою изъ Калужской Покровской церкви, въ которой онь совершиль ночью литургію, старый ИКОНОСТАСЬ СЪ АЛТАРНЫМИ ДВЕРЬМИ. Осенью 1695 года Феодосій освятиль Ветковскую церковь во имя Покрова Богородицы, на ветхомь антиминсе. Это была первая раскольничья церковь въ стародубско-ветковскихь пределахъ"."Выходит, что поставлен был этот иконостас в Калужской церкви Покрова Пресвятой Богородицы еще во времена правления Ивана Грозного", - говорит, претендующая на научную сенсацию, заместитель директора по научной работе Ветковского музея старообрядчества и белорусских традиций им. Ф.Г. Шклярова Галина Нечаева."Затем приобретен (куплен) священником Феодосием и привезен в первую раскольничью церковь в стародубско-ветковских пределах вместе с алтарными дверьми".В 1735 году Ветку сожгли."Она же такая была вольница, такое вольнодумствующее мощное последние - до 40 тысяч население. Монастырь был и не один", - отмечает Галина Нечаева.При разорении Ветки церковь была разобрана и по просьбе раскольников перевезена на плотах по реке Сож в стародубскую слободу Святскую (территория Брянской области). Целиком доставить по бревнышку церковь не удалось: крупные дубовые части во время переправы затонули, а мелкие исчезли необычным способом."Из перевезенных частей Ветковской церкви уцелели только царские врата, боковые двери и четыре иконы, находившиеся потом в Святской часовне. Что уцелело после переправы, сложили в одно место, но внезапно разразилась гроза, обратив части церкви в пепел. Мистика это какая-то или мифология, а может тому были социальные причины, неизвестно", - говорит Нечаева.С ее слов, когда перестали преследовать старообрядцев, в Святском посаде была построена деревянная Успенская церковь. Это был мощнейший центр, потому что считался дочерним к Ветке. "Я думаю, когда построили эту церковь, туда и попали предметы из первой Ветковской старообрядческой церкви. Возможно, какие-то образа из первого иконостаса перенесены были туда", - предполагает хранитель старообрядческого наследия.В 1983 году экспедиция Ветковского музея посетила Святск. Староста Успенской церкви разрешил забраться на ее чердак, где лежали ветхие иконы, и разрешил взять несколько в музей. Среди этих артефактов оказалась и створка царских врат, которую спустя 40 лет отреставрировали и впервые продемонстрировали во время открытия выставки "Врата" в Гомельском филиале Ветковского музея."Спустя десятилетия наш реставратор решила расчистить одно из почерневших изображений. Она открыла клеймо с изображением Иоанна Богослова, и мы увидели, что это не XVIII век, а более глубокий слой, предположительно XVI-XVII веков. Живопись выполнена в технике яичная темпера", - поделилась подробностями реставрационного процесса Нечаева.Классика царских врат – четыре евангелиста и благовестники сверху. На представленной впервые в Гомеле части иконостаса нанесены изображения архангела Гавриила и двух евангелистов - Иоанна и Луки. На второй створке, которая утеряна, предположительно должны располагаться изображения Марии, Матфея и Марка."Я считаю, что одна из особенностей Ветковского музея – это то, что мы открываем такие Атлантиды, какие-то неизвестные миры в собственных традициях, будь то старообрядчество или великолепная архаическая орнаментальная система тканей, которую мы собираем множество лет в рамках экспедиции "Выратаванне старажытных знакаў"", - сказала на прощание Галина Нечаева.Самые интересные и важные новости ищите в нашем Telegram-канале и Viber. Также следите за нами в Дзен!
На икону "Благовещение" собирали всей страной. Навершие царских врат с изображением Богородицы и Архангела Гавриила написано в ветковской иконописной традиции и демонстрируется в Гомеле впервые.
Артефакт, которому более двух столетий, появился в Ветковском музее старообрядчества и белорусских традиций. По предположениям заместителя директора по научной работе учреждения Галины Нечаевой, это может быть часть иконостаса из Никольского храма в Новозыбкове, в котором хранитель наследия старообрядцев крестила своего сына.
Какими еще новыми экспонатами пополнился Ветковский музей старообрядчества и белорусских традиций имени Ф.Г. Шклярова, причем тут Иван Грозный и мистическое исчезновение первой раскольничьей церкви в стародубско-ветковских пределах, узнавала корреспондент Sputnik Татьяна Федоренко.
Шестикрылые и огнеликие
Благодаря подписчикам и неравнодушным ценителям старообрядческой культуры у Ветковского музея появилась возможность впервые продемонстрировать икону "Благовещение", состоящую из двух частей, украшавшую царские врата иконостаса предположительно одного из храмов в Ветке.
После разорения города в 1735 году уникальные иконы попали на территорию Российской империи, а в наши дни стали желанными лотами на аукционах, на одном из которых и приобрели навершие царских врат XIX века для музея в Ветке.
То, что это почерк именно ветковской иконописной школы, основанной еще в 1680-х годах на землях ВКЛ выходцами из Русского государства, сомнений нет, считают музейные сотрудники и указывают на характерные для этого региона элементы живописи: "Архангел Гавриил в левой руке держит изукрашенный растительный жезл с трилистниками похожими на лилии. Его пальцы укрупненные - это отсылает к более поздним временам. Изящные украшения в росписи далматики (деталь литургического облачения католического клирика, верхняя расшитая риза), наверняка была имитация камней красного и синего цветов, но самое важное – барочные ветковские букеты роз украшают его одежду".
Богородица, со слов хранителей старообрядческого наследия, выглядит скромнее, но столь же изящно украшена ее мафория. Особый интерес вызывают тонкие узоры, украшающие кайму, спадающую с левого плеча. Они прописаны тончайшими белыми линиями словно бахромой. Сама Богородица изображена со сложенными руками, выражающими смирение и послушание. Вся композиция дополнена вверху расходящимися облаками и спускающимся с небес потоком света. В самом центре по двум углам изображены два херувима. Они не только шестикрылые, но и огнеликие. Тема огневидных образов значима для иконографии и является объектом изучения в Ветковском музее.
Иконостас времен Ивана Грозного
Еще одна уникальная находка пролежала в фондах музея более сорока лет. По предположениям музейщиков, ей может быть больше 300 лет. В качестве свидетельств в Ветковском музее приводят исторический факт - ход обретения иконостаса для первой раскольничьей церкви в стародубско-ветковских пределах описал один из первых исследователей Ветки и Стародубья, церковный историк Михаил Лилеев. В своих исследованиях он пользовался рукописями XVIII века.
Рассказ звучал так: "Въ Калуге Феодосію удалось въ одной запустевшей отъ ветхости церкви Покрова Богородицы, въ которой иконостась сохранился оть времень царя Іоанна Грознаго, совершить ночью на великій четвертокь 1695 г. литургію...
Феодосій озаботился достать черезь калужань покупкою изъ Калужской Покровской церкви, въ которой онь совершиль ночью литургію, старый ИКОНОСТАСЬ СЪ АЛТАРНЫМИ ДВЕРЬМИ. Осенью 1695 года Феодосій освятиль Ветковскую церковь во имя Покрова Богородицы, на ветхомь антиминсе. Это была первая раскольничья церковь въ стародубско-ветковскихь пределахъ".
"Выходит, что поставлен был этот иконостас в Калужской церкви Покрова Пресвятой Богородицы еще во времена правления Ивана Грозного", - говорит, претендующая на научную сенсацию, заместитель директора по научной работе Ветковского музея старообрядчества и белорусских традиций им. Ф.Г. Шклярова Галина Нечаева.
"Затем приобретен (куплен) священником Феодосием и привезен в первую раскольничью церковь в стародубско-ветковских пределах вместе с алтарными дверьми".
В 1735 году Ветку сожгли.
"Она же такая была вольница, такое вольнодумствующее мощное последние - до 40 тысяч население. Монастырь был и не один", - отмечает Галина Нечаева.
При разорении Ветки церковь была разобрана и по просьбе раскольников перевезена на плотах по реке Сож в стародубскую слободу Святскую (территория Брянской области). Целиком доставить по бревнышку церковь не удалось: крупные дубовые части во время переправы затонули, а мелкие исчезли необычным способом.
Уникальные иконы старообрядцев и древние Евангелия выставлены в Гомельском филиале Ветковского музея, некоторые из экспонатов представлены впервые
"Из перевезенных частей Ветковской церкви уцелели только царские врата, боковые двери и четыре иконы, находившиеся потом в Святской часовне. Что уцелело после переправы, сложили в одно место, но внезапно разразилась гроза, обратив части церкви в пепел. Мистика это какая-то или мифология, а может тому были социальные причины, неизвестно", - говорит Нечаева.
С ее слов, когда перестали преследовать старообрядцев, в Святском посаде была построена деревянная Успенская церковь. Это был мощнейший центр, потому что считался дочерним к Ветке. "Я думаю, когда построили эту церковь, туда и попали предметы из первой Ветковской старообрядческой церкви. Возможно, какие-то образа из первого иконостаса перенесены были туда", - предполагает хранитель старообрядческого наследия.
В 1983 году экспедиция Ветковского музея посетила Святск. Староста Успенской церкви разрешил забраться на ее чердак, где лежали ветхие иконы, и разрешил взять несколько в музей. Среди этих артефактов оказалась и створка царских врат, которую спустя 40 лет отреставрировали и впервые продемонстрировали во время открытия выставки "Врата" в Гомельском филиале Ветковского музея.
Часть иконостаса предположительно времен Ивана Грознаго в Гомельском филиале Ветковоского музея старообрядчества и белорусских традиция выставлена впервые спустя более 40 лет пребывания в фондах музея
"Спустя десятилетия наш реставратор решила расчистить одно из почерневших изображений. Она открыла клеймо с изображением Иоанна Богослова, и мы увидели, что это не XVIII век, а более глубокий слой, предположительно XVI-XVII веков. Живопись выполнена в технике яичная темпера", - поделилась подробностями реставрационного процесса Нечаева.
Классика царских врат – четыре евангелиста и благовестники сверху. На представленной впервые в Гомеле части иконостаса нанесены изображения архангела Гавриила и двух евангелистов - Иоанна и Луки. На второй створке, которая утеряна, предположительно должны располагаться изображения Марии, Матфея и Марка.
На представленной впервые в Гомеле части иконостаса нанесены изображения архангела Гавриила и двух евангелистов - Иоанна и Луки
"Я считаю, что одна из особенностей Ветковского музея – это то, что мы открываем такие Атлантиды, какие-то неизвестные миры в собственных традициях, будь то старообрядчество или великолепная архаическая орнаментальная система тканей, которую мы собираем множество лет в рамках экспедиции "Выратаванне старажытных знакаў"", - сказала на прощание Галина Нечаева.