Закат над Неманом: недетская болезнь левизны в Сейме Литвы

CC BY-SA 3.0 / Marcin Białek / Vilnius SeimasЗдание Сейма Литовской Рсепублики
Здание Сейма Литовской Рсепублики - Sputnik Беларусь, 1920, 25.10.2024
Подписаться
Сильнее всего от действий властей Литвы страдают простые литовские граждане, но политики игнорируют этот факт, считает колумнист Sputnik Николай Левчук.
Левый поворот в литовском Сейме, когда уже в первом туре выборов в лидеры вышли социал-демократы, сместив правящий "Союз Отечества – Христианские демократы Литвы", не сулит стране смены внешнеполитического курса, нацеленного на воссоздание "железного занавеса".
Но этот поворот отражает запрос литовского общества на нормализацию отношений с Беларусью.

Казус Жемайтайтиса

Невзирая на чаяния общества, власти Литвы придумывают все новые антибелорусские каверзы. Так что запрос на добрососедские отношения литовцев, многие из которых с удовольствием пользуются возможностью безвизового въезда в Беларусь, вряд ли будет удовлетворен ввиду проамериканской зависимости политического класса Литвы.
Ущербность его мышления проявляется уже в том, что Литва взяла курс на воссоздание "железного занавеса", в авангарде разрушения которого сама же находилась в позднесоветский период. И тогда, и сейчас больше всех экономически, пострадали простые литовцы, но литовским политикам невдомек.
Вместо здравого смысла в Литве господствуют политические технологии. Когда стало ясно, что правящая партия забуксовала, как черт из табакерки выскочил популист Ремигиюс Жемайтайтис. Он – лидер партии "Заря Немана", которая существует лишь с ноября 2023 года, но уже в августе этого года заняла второе место в рейтинге политических объединений, что также отражает политические тенденции в стране.
На парламентских выборах все идет к тому, что "Заря Немана" по итогу займет третье место. Хоть этой партии и приписывают левый популизм, но фактически в радикализированной интерпретации Жемайтататиса произошел перехват ксенофобской правой риторики правящей партии, который одновременно стал для нее "закатом над Неманом".
Публичный антисемитизм Жемайтайтиса означает еще большее усиление курса на фальсификацию военной истории, которой и так активно пробавляется литовский правящий класс. Похоже, в Литве и дальше собираются кормить своих граждан популизмом.
Очевидно, что ни экономических, ни внешнеполитических перемен в стране, экономика которой переживает стагнацию, в ближайшее время не ожидается. Не добавляет литовцам уверенности в будущем и усиление санкционного давления на Беларусь, которое больше урона наносит самой Литве. Министр иностранных дел Ландсбергис бравирует тем, в стране постоянно работают над новыми антибелорусскими ограничениями, как будто у Литвы больше нет других забот.
Так, на прошлой неделе Сейм Литвы поддержал денонсацию соглашения о таможенном сотрудничестве с Беларусью, фактически остановленном литовской стороной с 2022 года. Таможня даже пытается заставить литовских перевозчиков самих следить за исполнением санкций ЕС, о чем заявил генеральный секретарь литовской ассоциации автоперевозчиков Linava Зенонас Буйвидас.

Таможня не отдает добро

Буйвидас обращает внимание на то, что у автоперевозчиков нет полномочий, чтобы проверить, не отправится ли груз, который, к примеру, прибыл из США и должен быть доставлен в Казахстан, получателям из санкционных списков.
Разумеется, таможенники владеют реестром ограничений и запретов, но они пытаются переложить бремя сведений о санкциях на перевозчиков.
"Коллеги, ну, невозможно выполнить все, что вы требуете", – сокрушается Буйвидас.
Он апеллирует к тому, что конечного получателя не всегда могут отследить даже литовские власти.
Это особенно актуально в свете того, что в начале мая таможенные органы Литвы, Латвии, Эстонии, Польши и Финляндии подписали соглашение о применении единых мер контроля, связанных с реализацией санкций против России и Беларуси.
Как известно, некоторые литовские перевозчики продолжают возить товары в Беларусь и Россию, они-то больше всех заинтересованы в нормализации отношений. Но официально разрешено перевозить только медикаменты и ряд иных грузов, которые не под санкциями ЕС.
Это уже вошло в правило литовских властей – наносить, в первую очередь, удар по экономическим интересам простых граждан. Чего стоят хотя бы ограничения на ввоз в Беларусь автомобилей через литовскую территорию.
Специализированное издание av.by ссылается на оценки одного из импортеров авто, сетующего, что уже который год приходится жить в постоянно меняющихся условиях ввоза транспорта в Беларусь.
Эксперт сетует на то, что только в последнее время был введен запрет на доставку автовозами белорусской регистрации, появились новые требования в предоставляемых документах, запрещен провоз лодок, катеров, гидроциклов и другой спецтехники.
Теперь литовские власти решили почти полностью закрыть транзит импортируемых машин через введение новых ограничений, касающихся объема двигателя, клиренса, типа двигателя и стоимости.
"И каждый раз мы все равно находим варианты преодоления возникающих препятствий. Выстраиваем новую логистику по альтернативным направлениям: Турция, Грузия, Китай, Россия (Владивосток)", – резюмирует импортер.
Он же указывает на то, что новым пакетом санкций Литва приняла и свое решение по технике, которая может выезжать через литовскую границу, причем, касается это в том числе транзита авто из США, чего раньше не было. Из-за этого в Литве зависло большое количество машин, купленных белорусами, что является посягательством на их собственность.

"Беларуськалий" против Литвы

Стараниями литовской стороны по заказу из США две соседние страны Литва и Беларусь оказались в состоянии настоящей санкционной войны. Так, уведомлением от 17 октября 2023 года ОАО "Беларуськалий" возбудило арбитражное разбирательство в отношении действий Литвы.
Это произошло в соответствии со статьей 8 Белорусско-литовского двустороннего инвестиционного соглашения от 5 марта 1999 года и Арбитражным регламентом UNICITRAL Комиссии ООН по праву международной торговли 1976 года.
Арбитражный процесс был инициирован после того, как литовские власти в начале 2022 года признали договор о перевозке грузов между Lietuvos geležinkeliai и "Беларуськалием" недействительным и прекратили транспортировку калийных удобрений через Литву.
"Беларуськалий" считает, что договор был расторгнут незаконно, а также требует возместить причиненный ущерб. Правда, сумма компенсации остается неизвестной. По мнению белорусской стороны, Литва нарушила свои обязательства по двустороннему соглашению в отношении инвестиций в сфере транспортировки, хранения и перевозки химической продукции на своей территории.
Местом арбитражного процесса, инициированного "Беларуськалием" против Литвы, постоянная палата третейского суда в Гааге определила Женеву. Об этом сообщается в пресс-релизе, опубликованном на сайте инстанции. Кроме того, после первой процессуальной видеоконференции со сторонами, состоявшейся 8 февраля 2024 года, трибунал своим постановлением установил процессуальный календарь для данного разбирательства.
Как известно, Литва официально заявила о том, что разрывает все финансово-экономические связи с Беларусью и Россией. Еще в сентябре президент Литвы Гитанас Науседа направил в Сейм на утверждение решение о денонсации трех экономических договоров с Россией и Беларусью.
В частности, литовский президент предложил парламенту отозвать договор с Беларусью от 5 марта 1999 года о поощрении и охране инвестиций. Два других решения касаются литовско-российских договоренностей. И вот 1 октября литовско-белорусский договор отозван.
Один из крупных литовских игроков на рынке грузоперевозок считает, что единственная реальная цель этой денонсации – попытаться повлиять на решение арбитража относительно размера компенсации "Беларуськалию".
По его мнению, властям Литвы плевать, что более 400 компаний Беларуси с литовским капиталом потеряют защиту, а денонсация в итоге окажет обратное влияние на арбитраж. На фоне столь иррациональных решений литовских властей, похоже, для них действительно наступает закат. Хуже, когда это станет закатом всей экономики Литвы.
Самые интересные и важные новости ищите в нашем Telegram-канале и Viber. Также следите за нами в Дзен!
Лента новостей
0