Проехались по санкциям: Belgee и Lada теперь "рулят" союзным авторынком
16:52 19.11.2024 (обновлено: 18:00 19.11.2024)
© Sputnik / Виктор ТолочкоКонвейер завода БелДЖИ, архивное фото
© Sputnik / Виктор Толочко
Подписаться
Эксклюзив
Чистокровные "европейцы" – ныне большая редкость в автосалонах страны. Но белорусам есть из чего выбрать: представители отечественного, российского и китайского автопрома в большинстве своем заняли нишу ушедших западных брендов.
Белорусский авторынок переживает относительно неплохие времена. Причем довольно уверенно чувствуют себя официальные дилеры, чего давно не было. За 10 месяцев 2024-го в Беларуси было продано почти 40 тысяч новых авто – в два раза больше, чем за такой же период прошлого года и даже "досанкционного" 2021-го. Доминируют на "первичке" производители из Союзного государства, но также в топе и "китайцы".
И если у дилеров сейчас все более-менее стабильно, то в сегменте автопривоза задул ветер перемен. Многим компаниям, которые занимаются подбором, покупкой и доставкой авто, из-за санкций пришлось вынужденно перестроить логистику. Ожидаемо выросли цены, а покупательский спрос начал снижаться.
Корреспондент Sputnik поговорил с экспертами о том, что происходит на автомобильном рынке Беларуси и какова ситуация с привозом машин из западных стран.
Как никогда много
После введенных в начале 2022 года санкций автомобильный рынок республики фактически вернулся в 90-е. Западные ограничения (закрытие пунктов пропуска, запрет на транзит и уход зарубежных автоконцернов из России) отрезали поставки свежих иномарок из-за границы. Многим белорусам пришлось пересесть на "бэушки" или везти относительно новые (зачастую битые!) машины из США и Европы, которые на своем пути огибали половину земного шара.
Со временем рынок адаптировался к новым реалиям. Новые автомобили Geely, Belgee и LADA заменили BMW, Mercedes, Renault, Nissan, Toyota и так далее и теперь доминируют на рынке Союзного государства. А белорусские внедорожники и вовсе стали хитом продаж в России.
Сейчас в Беларуси продается более 90 новых моделей авто. Половина официальных продаж – это машины отечественной сборки. Доля импортируемых легковушек из России составляет 38,4%. Остальное – Китай.
"Рост обеспечен увеличением продаж Lada. Марка по-прежнему уверенно удерживает вторую позицию в рейтинге наиболее популярных автомобильных брендов в Беларуси", – отмечает председатель правления Белорусской автомобильной ассоциации (БАА) Сергей Варивода.
По его словам, темпы роста дилерских продаж новых легковых автомобилей в этом году беспрецедентные. Эксперт считает, что на спрос повлияли увеличившиеся доходы населения, доступное кредитование и лизинг.
"В свою очередь местный автопроизводитель и импортеры сумели насытить рынок достаточным количеством товара по приемлемым ценам. Отчасти поддержку росту дилерских продаж оказало и сокращение возможностей по ввозу легковых автомобилей с территории Европейского союза непосредственно гражданами страны", – констатирует он.
Редкие "европейцы"
Автомобильный импорт из западных стран сейчас поступает в Беларусь в основном по каналам так называемого неорганизованного ввоза. В дилерских продажах его доля упала до символического процента.
"Чистокровные европейцы" – сейчас большая редкость в дилерских салонах. Скорее можно найти легковые автомобили японских марок, собранные на китайских заводах", – продолжает Варивода.
И уточняет: в данный момент официальные автомобильные дилеры не осуществляют поставки в Беларусь по прямым контрактам с изготовителями или их дистрибьюторами.
Зато "китайцев" много
По данным Белстата, цены на новые легковые автомобили в республике продолжают снижаться, дефляция с начала года составила более 2%. По мнению эксперта, в первую очередь это связано с усилением конкуренции на внутреннем рынке.
"В 2022-2023 годах в продажах импортеров западных марок был ощутимый провал. За это время эти дилерские центры перестроились на импорт и продажи автомобилей китайских марок и включились в конкурентную борьбу за потребителя", – напоминает председатель правления БАА.
По его словам, если в 2022 году в дилерских салонах продавалось всего четыре китайских бренда, то сейчас их уже 15. На 17% выросло и количество представленных в шоурумах моделей автомобилей. Конкуренция заставляет снижать цены для потребителя.
"Тем более, что ценовой контроль за авторынком в значительной степени обеспечивается уровнем цен доминирующего игрока – Belgee. В целом можно сказать, что в текущем году дилерский рынок вернулся к своему естественному состоянию "рынка покупателя", – подчеркивает собеседник.
Усложнение логистики и рост налоговой нагрузки касаются не только "серого ввоза", но и дилерских поставок. Впрочем, как и изменение курса национальной валюты к валютам стран, из которых импортируются легковые автомобили.
"Очевидно, что проинфляционные факторы следует учитывать, прогнозируя динамику цен на будущее. Не стану далеко заглядывать, отмечу лишь, что суммарный прирост цен на легковые автомобили в дилерских салонах в текущем году будет существенно ниже индекса потребительских цен", – резюмирует Сергей Варивода.
Дорогая логистика
Многие белорусы, тем временем, продолжают везти автомобили из США и Европы – с пробегом, зачастую битые, но относительно свежие. Как рассказали в компании WESTMOTORS, которая занимается подбором, покупкой и доставкой "европейцев" и "американцев", спрос на эти машины у жителей республики упал. "Виноваты" новая логистика и подорожавший ценник.
Долгие годы самым популярным маршрутом для перевозки американских авто в Беларусь была литовская Клайпеда. Удобный логистический путь частично был закрыт из-за санкций, после чего появились другие варианты доставки – через Грузию, Турцию, Китай, ОАЭ и даже Россию, что существенно увеличило стоимость доставки. Причем многие "бывалые" автолюбители опасаются заказывать автомобили через Грузию и Турцию, аргументируя это тем, что в случае перегрузки контейнера работники порта, не имеющие столько опыта, как литовцы, могут еще больше повредить очередной американский "биток".
"Поскольку новые маршруты обкатаны меньше, чем Клайпеда, то количество перевозчиков, которые качественно оказывают эту услугу, сократилось в разы", – рассказал PR-менеджер компании.
По его словам, спрос на "американцев" и "европейцев" ожидаемо снизился, но не критично. И здесь все просто: логистика стала дороже – а значит больше стоить стали и автомобили. Но поскольку многие белорусские автомобилисты по-прежнему испытывают необходимость в относительно бюджетных и новых машинах, им приходится подстраиваться под новые условия рынка, отмечает собеседник.
Он считает, что удлинившееся "плечо" логистики не такое существенное, как может показаться на первый взгляд. Если раньше от момента совершения заказа до получения проходило три месяца, то теперь этот срок увеличился на один месяц.
Что везут и за сколько?
Производство автомобилей Geely и Belgee в Беларуси, а также доступное кредитование, безусловно, перетянули на себя часть покупателей. То же самое произошло в России. Однако, как отмечает компания по подбору, покупке и доставке машин из-за границы, много людей заказывают автомобили из США и Европы по привычке.
В тренде у белорусов бюджетный сегмент – автомобили стоимостью до 20 тысяч долларов. Из Европы везут в основном Peugeot 3008 и 5008, которые уже стали "народными" для многих наших соотечественников, а также Renault Talisman, из США – Chevrolet (Equinox, Malibu, TrailBlazer, Trax), Ford (Escape, Edge, Fusion).
В сегменте от 20 до 50 тысяч долларов белорусы, как показывает аналитика, предпочитают BMW X3, X5, Audi Q5, Q7, Mercedes GLC и GLE. Выше этой суммы заказы тоже совершаются, но единичные: как правило, выбирают что-то из немецкой тройки (BMW, Audi, Mercedes), Bentley и другие премиальные марки.
Стоимость автомобилей будет расти
Зимой рынок б/у автомобилей традиционно утихает по сравнению с летом. Несмотря на немного просевший спрос в этом сегменте, сейчас есть все предпосылки для роста цен. На это, как мы уже выяснили, указывает новая логистика и прочие результаты санкционных ограничений. Но вот вопрос: захотят ли покупатели платить за подорожавшие автомобили?
"Давать какие-то прогнозы сейчас очень сложно, потому что ситуация хаотично меняется. После того, как ввели санкции, не было четких правил, как нужно работать в сфере автопригона. И если нет стабильного понимания, остается только один вариант – перейти на другой логистический маршрут, чтобы не зависеть от постоянно меняющихся правил", – рассуждает специалист.
По его словам, из-за усложняющихся правил игры на рынке автомобили будут дорожать, а их стоимость – расти. Что касается сферы автопригона, то она будет актуальной и выгодной еще долгое время, поскольку люди в большинстве своем не захотят отказываться от привычных брендов и экономии на покупке авто, заключил собеседник.
Самые интересные и важные новости ищите в нашем Telegram-канале и Viber. Также следите за нами в Дзен!