Удачливый неудачник: фигуристу Андрею Миненкову – 70

© Sputnik / Владимир АкимовЧемпионы мира и Европы советские фигуристы Ирина Моисеева и Андрей Миненков
Чемпионы мира и Европы советские фигуристы Ирина Моисеева и Андрей Миненков - Sputnik Беларусь, 1920, 06.12.2024
Подписаться
6 декабря 70-летний юбилей отмечает двукратный чемпион мира и Европы в спортивных танцах на льду Андрей Миненков.
В истории мирового фигурного катания танцевальная пара Ирина Моисеева и Андрей Миненков занимают особое место. Наряду с Людмилой Пахомовой и Александром Горшковым и англичанами Джейн Торвилл и Кристофер Дин их относят к танцевальным дуэтам, ставшими эпохой в своем виде спорта. Вместе со своим тренером Татьяной Тарасовой эта пара была у истоков того направления в танцах на льду, которое мы сегодня видим.

Московский мальчик

У Андрея Миненкова типичная биография представителя советского фигурного катания. Он родился в Москве 6 декабря 1954 года. В 1961-м, в возрасте семи лет, родители привели его на каток Юных пионеров в группу к тренеру Станиславе Ляссотович. Его будущую партнершу и жену Ирину Моисееву привела на этот же каток и в тот же год бабушка. Одиночником Андрей Миненков пробыл до 13 лет.
В танцы на льду его определил тренер Игорь Кабанов в 1967 году, предложив Ирине Моисеевой на выбор троих потенциальных партнеров. Свой выбор Моисеева сделала сразу и, как оказалось, не прогадала не только в спорте, но и в жизни.
У Игоря Кабанова молодая пара тренировалась недолго. Уходя на чиновничью работу в Спорткомитет СССР, он передал Миненкова и Моисееву молодому тренеру Татьяне Тарасовой, которая из-за травмы закончила свою спортивную карьеру. Первый успех пришел к ним быстро: в 1969 году они побеждают на юношеских соревнованиях, а в 1971 году становятся чемпионами СССР среди юниоров. Их первое появление в сборной СССР состоялось на показательных выступлениях в городах Сибири в том же году.
Спортивный журналист в области фигурного катания Станислав Токарев своим опытным глазом сразу отметил юную пару, назвав Ирину Моисееву "бархоткой", а Андрея Миненкова "благородно-неуклюжим". Отдельно Токарев отметил, что Миненков учится в московской специальной математической школе, что среди спортсменов было и остается большой редкостью.
В 1973 году состоялись их первые международные старты – на Чемпионате мира они стали седьмыми, а через год на мировом первенстве уже четвертыми. Про них в то время говорили, что у них большой потенциал и все впереди. Но дожидаться этого "впереди" они не стали, став чемпионами мира в 1975 году, не имея до этого ни одной победы среди взрослых даже на внутрисоюзных соревнованиях.

Колорадо-Спрингс-1975

Чемпионат мира 1975 года прошел под знаком острейшей борьбы среди танцоров. После снятия с турнира Людмилы Пахомовой и Александра Горшкова, в победе которых никто не сомневался, соревнования у танцоров приобрели такую интригу, которую предсказать не мог никто. По ледовой танцевальной логике, которая срабатывает и сегодня, их место на верхней ступени пьедестала должны были занять англичане Хилари Грин и Глин Уотс, которые на предыдущем первенстве мира были вторыми. Следом за ними должны были идти Наталья Линичук и Геннадий Карпоносов.
После исполнения трех обязательных танцев лидерство захватили Линичук и Карпоносов. Но оригинальный танец принес сенсацию. Лидерство захватили две пары, которые до этого ни разу не попадали на пьедестал – Ирина Моисеева и Андрей Миненков и американцы Колин О Коннор и Джим Милнс. С минимальным отрывом перед произвольным танцем лидировали советские танцоры.
Миненков с Моисеевой выступали последними. Во время трансляции их произвольного танца в правом верхнем углу оператор показывал реакцию американцев на их выступление. О Коннор нервно покусывала губы и ждала оценок конкурентов, разброс которых по старой шестибалльной системе был от 5.4 до 6.0. Одним судейским голосом Андрей Миненков с Ириной Моисеевой стали чемпионами мира.
© Sputnik / Юрий СомовЧемпионы мира 1975 года Ирина Моисеева (слева) и Андрей Миненков (справа)
Чемпионы мира 1975 года Ирина Моисеева (слева) и Андрей Миненков (справа) - Sputnik Беларусь, 1920, 04.12.2024
Чемпионы мира 1975 года Ирина Моисеева (слева) и Андрей Миненков (справа)
Финал в Инсбруке-76, где танцы на льду впервые стали олимпийским видом, был ясен для всех – при любом раскладе золото будет у советской пары. Неясной оставалась ситуация с выступлением Людмилы Пахомовой и Александра Горшкова, благодаря которым этот вид в 1974 году вошел в программу олимпийских. Было очень много слухов вокруг состояния здоровья Горшкова, никто не знал, что с ним произошло.
Сегодня мы знаем, что у него было повреждение легочной артерии, и в тот момент спортсмен находился между жизнью и смертью. Их тренер Елена Чайковская, для которой не существовало никаких барьеров при решении любых вопросов, поставила на ноги всю медицинскую московскую элиту. Оперировал Горшкова ведущий торакальный хирург СССР того времени, уроженец Минска, до войны объехавший всю Беларусь, Михаил Перельман. Столетний юбилей Михаила Израилевича приходится на 20 декабря этого года.
Знающая все закулисье танцев на льду Елена Чайковская сделала невозможное – она не только спасла Горшкова, но и через неделю после операции поставила его на ноги и привезла в Колорадо-Спрингс. Пахомова с Горшковым приняли участие в показательных выступлениях после Чемпионата мира. Для знающих толк в танцах на льду это означало, что о вакансии на чемпионское место в Инсбруке все остальные могут забыть.

Ми и Мо

Поклонники этой пары любовно называли их Ми и Мо (Миненков и Моисеева). Они без труда стали серебряными призерами на играх в Инсбруке в 1976 году, а после ухода из большого спорта Пахомовой и Горшкова были бесспорными фаворитами. В 1976 году началось их сотрудничество с хореографом Еленой Матвеевой – бывшей солисткой Большого театра. Первой их работой стала "Кармен-сюита", постановку которой консультировала Майя Плисецкая, по просьбе которой ее упруг Родион Щедрин написал балетную партитуру одноименной оперы Бизе.
У Ирины Моисеевой и Майи Плисецкой было одно общее качество в танце – танцующие руки, которые повторяли движение речных волн. "Кармен" Ми и Мо была первой, перенесенной на лед как у одиночников, так и у пар. Но чувство сходства с замыслом Плисецкой и Щедрина в "Кармен-сюите" в ледовом исполнении получилось, на мой взгляд, только у Миненкова с Моисеевой.
© Sputnik / Юрий СомовЧемпионы мира 1975 года Ирина Моисеева (справа) и Андрей Миненков (слева)
Чемпионы мира 1975 года Ирина Моисеева (справа) и Андрей Миненков (слева) - Sputnik Беларусь, 1920, 04.12.2024
Чемпионы мира 1975 года Ирина Моисеева (справа) и Андрей Миненков (слева)
Вслед за этим была поставлена произвольная программа на музыку Баха, которая сделала эту пару двукратными чемпионами мира в 1977 году. Затем произошло то, что должно было произойти – на Чемпионате мира 1978 года в Оттаве они проиграли титул Наталье Линичук и Геннадию Карпоносову. Их "Вестсайдская история" Леонарда Бернстайна со сквозным единым сюжетом и музыкой опередила время. Судьи и зрители в то время не были готовы принять рафинированную высокоинтеллектуальную ледовую классику. То, что было органично для Миненкова с Моисеевой в то время, было непонятно и чуждо основной массе любителей фигурного катания.
Первый звонок для Ми и Мо прозвучал на чемпионате СССР в январе 1978 года. Неожиданно телевидение стало транслировать не только произвольную программу танцоров, но и оригинальный танец. В тот год это был пасодобль, в котором главный конкурент Миненкова – Карпоносов – был органичен во всем. В произвольной программе Елена Чайковская взяла для Линичук и Карпоносова испанские мелодии и ритмы. В танце "каблучков" она всегда была хореографом номер один.
Их программа была предельно простой, но внешний эффект и эмоции превзошли все ожидания. Для пары Линичук-Карпоносов дисквалификация советских судей в сезоне 1978 года давала дополнительный шанс на выигрыш. Советский арбитр Ирина Абсалямова симпатизировала утонченному стилю Моисеевой и Миненкова и имела серьезное влияние в судейском корпуса Международного союза конькобежцев.
В 1979 году Миненков с Моисеевой предприняли отчаянную попытку вернуть себе чемпионский титул. Все творческие планы ведущих советских танцевальных дуэтов были строжайшим секретом друг от друга. Миненков говорил, что Чайковская запрещала своим спортсменам смотреть выступления своих конкурентов по сборной. Наглядным примером этому стало то, что в предолимпийском сезоне Миненков с Моисеевой и Карпоносов с Линичук для оригинального танца взяли одну и ту же музыку – вальс Георгия Свиридова к повести Пушкина "Метель". Вернуть чемпионский титул не удалось: на чемпионате Европы в Загребе они стали вторыми, а на чемпионате мира в Вене – третьими, проиграв одним голосом второе место венграм Кристине Регоци и Андрашу Шаллаи.
Это был не второй проигрыш Миненкова и Моисеевой и не спортивная сенсация. Танцы на льду вошли в свое естественное состояние, обозначив состав и порядок пьедестала на Олимпийских играх в Лейк-Плэсиде 1980 года.

Лучшие, но не первые

По окончании сезона 1979 года Татьяна Тарасова передала своих учеников Людмиле Пахомовой. В своей книге она написала о том, что устала от постоянных конфликтов внутри пары. Я думаю, что в публичной сфере Татьяна Анатольевна оставила за рамками настоящую причину – со своей первой звездной парой она проиграла тренерский поединок Чайковской.
Центр мировых танцев на льду в то время находился в Москве и был представлен тремя примами в этом виде – Чайковской, Тарасовой и Пахомовой. Они знали друг друга не одно десятилетие еще с юности и при любых обстоятельствах не нарушали общепринятый этический код. Публичного выяснения отношений у них не могло быть в принципе. Досаду Миненкова в адрес Чайковской понять можно. Но нужно иметь в виду, что она была и остается великим тренером, у которой не было мелочей в подходе к своим ученикам. Только с ней одиночник Владимир Ковалев смог стать двукратным чемпионом мира, а Линичук и Карпоносов – олимпийскими чемпионами. С любым другим тренером покорить олимпийский пьедестал у этой пары не было никаких шансов.
Для советской сборной в Лейк-Плэсиде соревнования в танцах на льду могли закончиться конфузом. Линичук и Карпоносов вчистую проиграли произвольную программу венграм Регоци и Шаллаи. Запас прочности после обязательных и оригинального танца позволил перевесом в один голос завоевать золото. На послеолимпийском Чемпионате мира в Дортмунде Карпоносов неожиданно упал в произвольной программе. Золото венгерской пары было закономерным.
Настоящими триумфаторами олимпийского сезона 1989 года, по мнению многих, были Андрей Миненков с Ириной Моисеевой. Сменившая прическу Моисеева в платье от Вячеслава Зайцева в произвольном танце, поставленном Пахомовой, смотрелась неотразимо. В финальной части танца под барабанную дробь Андрей Миненков выглядел исключительно галантным. В танцах на льду подобное иногда случается, когда лучшие не становятся первыми.
© Sputnik / Юрий СомовЧемпионы мира 1975 года Ирина Моисеева (слева) и Андрей Миненков (справа)
Чемпионы мира 1975 года Ирина Моисеева (слева) и Андрей Миненков (справа) - Sputnik Беларусь, 1920, 04.12.2024
Чемпионы мира 1975 года Ирина Моисеева (слева) и Андрей Миненков (справа)

Состояние внутренней свободы

У Пахомовой Миненков с Моисеевой тренировались только один сезон. Последние годы они провели с Натальей Дубовой. Греческие "Сиртаки", поставленные для них Дубовой, покорили всех с первого проката. Шансов стать первыми у них не было. В постсоветский период Миненков честно признался, что ему было сложно объяснить почему советский судья, а за ним и судьи из социалистических стран раз за разом их засуживают. Француженке было сложно понять, что в тех условиях непослушание установкам Федерации фигурного катания для судей закончилось бы тем, что их бы просто не отправили на соревнования. В условиях тех лет любая поездка за границу была подарком судьбы, особенно для советских граждан.
Миненков с Моисеевой в то время понимали, что вновь стать первыми шансов у них нет. Но это состояние дало им фантастическое состояние внутренней свободы. Первыми "эпохой в танцах на льду" их признали легендарные англичане Джейн Торвилл и Кристофер Дин. Они развили их стиль и довели его до совершенства, учтя ошибки своих предшественников. Англичане в конце своей спортивной карьеры на Олимпийских играх в Сараево в 1984 году по факту заставили судей и зрителей принять их новаторское "Болеро", которое было продолжением "Вестсайдской истории" Андрея Миненкова и Ирины Моисеевой.
У их тренера – Татьяны Тарасовой – было семь золотых олимпийских подиумов с другими учениками. Многие тренеры упрекали ее в том, что к олимпийским победам она приходила с чужими учениками. С этим можно было бы согласиться, если бы у нее не было Ми и Мо. Она их взяла к себе практически детьми и привела к победе на чемпионатах мира. Со своими удачливыми неудачниками она стала эпохой в фигурном катании, создав новый стиль в танцах на льду. И все они втроем имеют право называться великими.
Мнение автора может не совпадать сточкой зрения редакции
Самые интересные и важные новости ищите в нашем Telegram-канале и Viber. Также следите за нами в Дзен!
Лента новостей
0