https://sputnik.by/20250115/samaya-muzykalnaya-familiya-maksim-dunaevskiy-otmechaet-80-letie-1092606571.html
Самая музыкальная фамилия: Максим Дунаевский отмечает 80-летие
Самая музыкальная фамилия: Максим Дунаевский отмечает 80-летие
Sputnik Беларусь
Само упоминание этой фамилии практически у всех ассоциируется с музыкой. 15 января 80-летний юбилей отмечает Максим Дунаевский. 15.01.2025, Sputnik Беларусь
2025-01-15T06:59+0300
2025-01-15T06:59+0300
2025-01-15T06:59+0300
культура
максим дунаевский
россия
колумнисты
https://cdnn11.img.sputnik.by/img/07e9/01/0d/1092606373_0:0:3072:1728_1920x0_80_0_0_9f9976685ca8efac3f0f0c6a1e8f1232.jpg
Максим Дунаевский написал музыку более чем к 70 фильмам, 16 музыкальных спектаклей и мюзиклов. Классикой песенного жанра стали его песни к фильмам "Д'Артаньян и три мушкетера", "Ах, водевиль, водевиль…", "Карнавал", "Трест, который лопнул", "Мэри Поппинс, до свидания". Песни, написанные Дунаевским к мультфильмам, напевает уже четвертое поколение детей. Их универсальность доказана временем – эти песни мелодичны и не агрессивны. Фамилия по решению Совета министров СССРМаксим Дунаевский родился 15 января 1945 года в Москве в семье композитора Исаака Дунаевского и балерины Зои Пашковой. Его родители жили в гражданском браке. По этой причине после рождения он был записан под фамилией матери. Как говорит сам Максим Дунаевский, его отец не оформлял развод со своей первой женой, потому что не хотел ее обидеть и всем брачным формальностям не придавал значения. Спустя годы даже первые лица СССР не придавали этой бюрократический процедуре особого значения. Самый яркий пример этому – Никита Хрущев, которому пришлось узаконить свои отношения с женой Ниной Кухарчук после отставки – это потребовалось для решения жилищной проблемы на пенсии.После внезапной смерти Исаака Дунаевского возник вопрос о его наследстве, право на которое Максим Дунаевский и его мать должны были доказать. Благодаря Союзу композиторов СССР они стали законными наследниками наравне с его официальной женой балериной Зинаидой Судейкиной и его единокровным братом Евгением. Фамилию отца он получил в 16 лет при получении паспорта, как говорит сам Дунаевский, благодаря специальному решению Совета министров СССР. В то время семья Максима Дунаевского принадлежала к высшей творческой элите со всеми вытекающими из этого благами и привилегиями. В доме был современный проигрыватель на 33 оборота, телевизор, магнитофон – большая часть населения СССР тогда не знала даже таких слов. Исаак Дунаевский был феноменом в советской культуре сталинского времени. Его таланту, материальному благосостоянию, успеху у женщин завидовали – в том числе и на самом высоком уровне. Но с ним ничего нельзя было сделать. Репрессировать и осудить культурного деятеля по законам того времени означало вычеркнуть его имя из советской культуры. Но с Исааком Дунаевским подобное сделать было невозможно – он был связующим звеном не только советской массовой культуры, но и всей идеологической музыкальной вертикали того времени. Лучшие песни о Родине написаны им.Творческая карьера Максима Дунаевского во многом – зеркальное отражение карьеры его отца. Разница только в том, что Дунаевский-старший оказался на музыкальном олимпе отчасти по воле случая. Он начинал с Ленинградского мюзик-холла, где пели Клавдия Шульженко, Леонид Утесов, а пианистом был Дмитрий Шостакович. Утесов привел Исаака Дунаевского в кино, а для исполнения его песен нашел хористку Любовь Орлову. Все гениальное на самом деле просто. У Максима Дунаевского тоже все было достаточно просто. Но для этой простоты пришлось прилагать массу усилий.Гены пальцем не сотрешьМаксим Дунаевский – один из самых ярких представителей известных фамилий, про которых не скажешь, что природа отдыхает на детях. Про него уместнее сказать, что "гены пальцем не сотрешь". В музыку он пришел в 10 лет – после смерти отца, имея некие первичные навыки игры на фортепиано. По меркам музыкального образования это пороговый возраст для начала занятий музыкой. В детстве для себя он решил, что будет композитором, как и его отец. Максим Дунаевский окончил музыкальную школу, а затем поэтапно теоретико-композиторское отделение музыкального училища при Московской государственной консерватории имени Чайковского, а после – отделение Московской консерватории по классу композиции.Его творческое направление определила среда золотой московской молодежи 1960-х годов, в которой он был своим. Дунаевский был музыкальным руководителем студии "Наш дом" в составе студенческого театра МГУ, которым руководили Марк Розовский, Илья Рутберг и Альберт Аксельрод. Сотрудничество Дунаевского с Розовским могло закончиться для него отчислением из консерватории. На втором курсе в 20 лет он написал музыку к спектаклю Семена Кирсанова "Сказание про царя Макса-Емельяна", поставленного Розовским. Кирсанов при встрече на даче поблагодарил композитора Дмитрия Кабалевского за его талантливого студента. Кабалевский, который в 1960-е годы обладал колоссальной властью в музыкальной среде, хотел отчислить Дунаевского: для студентов композиторского отделения в то время существовал абсолютный запрет писать любую музыку до окончания консерватории.Сегодня имя этого композитора могут вспомнить только те, кому глубоко за 60 по исполнению песни в школьном хоре "То березка, то рябина, куст ракиты над рекой". Советское школьное образование обязано Кабалевскому предметом "музыка и пение", который был обязательным в первых семи классах средней школы. Максиму Дунаевскому повезло. За него заступился декан фортепианного факультета Михаил Соколов, который предложил забрать его к себе от Кабалевского. Переходить на другой факультет не пришлось – Дмитрий Кабалевский ушел в творческий отпуск и Дунаевского передали Андрею Эшпаю, который сам немало натерпелся в студенческие годы от ретроградов от музыки. Максим Дунаевский прошел жесткую огранку в высшей академической музыкальной среде Советского Союза. Он считает благом советскую музыкальную цензуру, в которой работали профессионалы – это была борьба идей в отличие от сегодняшнего времени, когда по большей части идет борьба денег.Право на собственное мнениеМатематическая точность и ясность в оценках, профессиональный подход к искусству – в этом суть Максима Дунаевского. То, что для него является простым, понятным и естественным, для его молодых и амбициозных "коллег" недостижимо в принципе. Сегодня в композиторской среде все меньше профессионалов, а кинопродюсеры и театральные режиссеры настороженно относятся к композиторам с консерваторским образованием. С профессионалами нужно уметь работать, они признают только равных себе.Дунаевский жестко критикует тех представителей поп-культуры, которые считают, что сегодня музыку может написать любой. Современные средства программирования позволяют это сделать за один вечер. На мой взгляд, эта тенденция родилась не в последние годы, она появилась на свет более полувека назад. В 1969 году американский композитор Гершон Кингсли написал инструментальную пьесу "Попкорн". Сингл стал мировым хитом в 1972 году. До середины 1970-х годов эта мелодия была популярной в СССР благодаря фигуристам, которые использовали ее для своих программ, и телевизионной передаче Элеоноры Беляевой "Музыкальный киоск", в которой она служила музыкальной заставкой. Кто сегодня может напеть эту мелодию?Максим Дунаевский точно такой же представитель массовой поп-культуры, как и все остальные. Разница в качестве музыки с большей частью его коллег в том, что с первого же исполнения его произведения сразу становились классикой. Музыка песен Дунаевского неотделима от слов, написанных поэтом. Она сливается по смыслу с написанным текстом и становится эталоном песенного искусства. Сегодня мало кто может рассказать сюжет фильма "Куда он денется!", но песни из фильма в исполнении Михаила Боярского "Городские цветы" и "Все пройдет" знают практически все: "Все пройдет, и печаль, и радость. Все пройдет, так устроен свет. Все пройдет, только верить надо, что любовь не проходит, нет". Поэт Леонид Дербенев заложил в эти песни высший философский смысл. Это голос городской среды советского времени, который мало изменился и сегодня.Мюзиклы, написанные Дунаевским еще полвека назад, и сегодня идут в театрах музкомедии на постсоветском пространстве. Мюзикл "Три мушкетера", написанный им в 1974 году на стихи Юрия Ряшенцева с либретто Марка Розовского, в 1978 году плавно перешел в фильм Георгия Юнгвальд-Хилькевича "Д’Артаньян и три мушкетера". У этого фильма было три продолжения, которые вызвали интерес у зрителей песнями на музыку Дунаевского. Безоговорочное кинематографическое признание Алиса Фрейндлих и Михаил Боярский в СССР получили после выхода этого фильма, благодаря исполнению песен Дунаевского.Последний бастионМаксим Дунаевский работал и работает во всех жанрах музыки. И в каждом из них он добился успеха. В 1990-е годы почти восемь лет он прожил в США, работал в Голливуде, где написал музыку к нескольким фильмам. Финалом его американского опыта стало признание, что только российские режиссеры старой формации могут работать по системе Голливуда.С позиции прожитых лет и своего опыта он заслужил право говорить то, что думает. В его "бегущей строке памяти" – вся театральная и кинематографическая жизнь последних 60 лет. Сегодня мало пишут музыку для театров, но именно там, по мнению Дунаевского, она и рождается. Для него музыка для кино – это не отдельное звуковое сопровождение, а драматургия, связывающая воедино весь фильм. Максим Дунаевский с иронией любит повторять, что "авангард" молодых театральных режиссеров есть повторение того, что было сделано их предшественниками несколько десятилетий назад – Георгием Товстоноговым, Марком Розовским и Марком Захаровым. Зачастую вся новизна у новомодных театральных режиссеров, распиаренных прессой, есть попытка изобрести деревянный велосипед.Сегодня последним бастионом музыкальной халтуре на постсоветском пространстве являются по сути два композитора – Максим Дунаевский и Алексей Рыбников, который свой 80-летний юбилей будет отмечать в июле. Возраст – это не про Максима Дунаевского. Два года назад он выдал на гора сразу два мюзикла – "Каприз императрицы" и "Любовь. Чума. Верона". Для нового поколения исполнителей, которому Дунаевский по возрасту годится в дедушки, участие в его мюзиклах означает блестящий старт театральной карьеры.Мнение автора может не совпадать с позицией редакцииСамые интересные и важные новости ищите в нашем Telegram-канале и Viber. Также следите за нами в Дзен!
россия
Sputnik Беларусь
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
2025
Игорь Козлов
https://cdnn11.img.sputnik.by/img/103334/92/1033349272_864:0:4320:3456_100x100_80_0_0_fe2543f73452ce16cd759b4d00c5fb09.jpg
Игорь Козлов
https://cdnn11.img.sputnik.by/img/103334/92/1033349272_864:0:4320:3456_100x100_80_0_0_fe2543f73452ce16cd759b4d00c5fb09.jpg
Новости
ru_BY
Sputnik Беларусь
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
https://cdnn11.img.sputnik.by/img/07e9/01/0d/1092606373_273:0:3004:2048_1920x0_80_0_0_ce45ed8d966b5bdafe0d5d16a89b081c.jpgSputnik Беларусь
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
Игорь Козлов
https://cdnn11.img.sputnik.by/img/103334/92/1033349272_864:0:4320:3456_100x100_80_0_0_fe2543f73452ce16cd759b4d00c5fb09.jpg
культура , максим дунаевский, россия, колумнисты
культура , максим дунаевский, россия, колумнисты
Максим Дунаевский написал музыку более чем к 70 фильмам, 16 музыкальных спектаклей и мюзиклов. Классикой песенного жанра стали его песни к фильмам "Д'Артаньян и три мушкетера", "Ах, водевиль, водевиль…", "Карнавал", "Трест, который лопнул", "Мэри Поппинс, до свидания".
Песни, написанные Дунаевским к мультфильмам, напевает уже четвертое поколение детей. Их универсальность доказана временем – эти песни мелодичны и не агрессивны.
Фамилия по решению Совета министров СССР
Максим Дунаевский родился 15 января 1945 года в Москве в семье композитора Исаака Дунаевского и балерины Зои Пашковой. Его родители жили в гражданском браке. По этой причине после рождения он был записан под фамилией матери. Как говорит сам Максим Дунаевский, его отец не оформлял развод со своей первой женой, потому что не хотел ее обидеть и всем брачным формальностям не придавал значения.
Спустя годы даже первые лица СССР не придавали этой бюрократический процедуре особого значения. Самый яркий пример этому – Никита Хрущев, которому пришлось узаконить свои отношения с женой Ниной Кухарчук после отставки – это потребовалось для решения жилищной проблемы на пенсии.
После внезапной смерти Исаака Дунаевского возник вопрос о его наследстве, право на которое Максим Дунаевский и его мать должны были доказать. Благодаря Союзу композиторов СССР они стали законными наследниками наравне с его официальной женой балериной Зинаидой Судейкиной и его единокровным братом Евгением.
Фамилию отца он получил в 16 лет при получении паспорта, как говорит сам Дунаевский, благодаря специальному решению Совета министров СССР.
Максим Дунаевский выводы из тех семейных тяжб сделал. На сегодня у него восьмая жена, много детей и наследников. С юмором, но на полном серьезе он честно сказал, что завещание уже написал.
В то время семья Максима Дунаевского принадлежала к высшей творческой элите со всеми вытекающими из этого благами и привилегиями. В доме был современный проигрыватель на 33 оборота, телевизор, магнитофон – большая часть населения СССР тогда не знала даже таких слов.
Исаак Дунаевский был феноменом в советской культуре сталинского времени. Его таланту, материальному благосостоянию, успеху у женщин завидовали – в том числе и на самом высоком уровне. Но с ним ничего нельзя было сделать. Репрессировать и осудить культурного деятеля по законам того времени означало вычеркнуть его имя из советской культуры. Но с Исааком Дунаевским подобное сделать было невозможно – он был связующим звеном не только советской массовой культуры, но и всей идеологической музыкальной вертикали того времени. Лучшие песни о Родине написаны им.
Творческая карьера Максима Дунаевского во многом – зеркальное отражение карьеры его отца. Разница только в том, что Дунаевский-старший оказался на музыкальном олимпе отчасти по воле случая. Он начинал с Ленинградского мюзик-холла, где пели Клавдия Шульженко, Леонид Утесов, а пианистом был Дмитрий Шостакович. Утесов привел Исаака Дунаевского в кино, а для исполнения его песен нашел хористку Любовь Орлову. Все гениальное на самом деле просто.
У Максима Дунаевского тоже все было достаточно просто. Но для этой простоты пришлось прилагать массу усилий.
Максим Дунаевский – один из самых ярких представителей известных фамилий, про которых не скажешь, что природа отдыхает на детях. Про него уместнее сказать, что "гены пальцем не сотрешь".
В музыку он пришел в 10 лет – после смерти отца, имея некие первичные навыки игры на фортепиано. По меркам музыкального образования это пороговый возраст для начала занятий музыкой. В детстве для себя он решил, что будет композитором, как и его отец.
Максим Дунаевский окончил музыкальную школу, а затем поэтапно теоретико-композиторское отделение музыкального училища при Московской государственной консерватории имени Чайковского, а после – отделение Московской консерватории по классу композиции.
Его творческое направление определила среда золотой московской молодежи 1960-х годов, в которой он был своим. Дунаевский был музыкальным руководителем студии "Наш дом" в составе студенческого театра МГУ, которым руководили Марк Розовский, Илья Рутберг и Альберт Аксельрод.
Сотрудничество Дунаевского с Розовским могло закончиться для него отчислением из консерватории. На втором курсе в 20 лет он написал музыку к спектаклю Семена Кирсанова "Сказание про царя Макса-Емельяна", поставленного Розовским. Кирсанов при встрече на даче поблагодарил композитора Дмитрия Кабалевского за его талантливого студента. Кабалевский, который в 1960-е годы обладал колоссальной властью в музыкальной среде, хотел отчислить Дунаевского: для студентов композиторского отделения в то время существовал абсолютный запрет писать любую музыку до окончания консерватории.
Сегодня имя этого композитора могут вспомнить только те, кому глубоко за 60 по исполнению песни в школьном хоре "То березка, то рябина, куст ракиты над рекой". Советское школьное образование обязано Кабалевскому предметом "музыка и пение", который был обязательным в первых семи классах средней школы.
В то время необходимость этого предмета в школе вызывала массу вопросов. Сейчас мы смотрим на это по-другому: элементарное и в чем-то примитивное преподавание музыки в советской школе давало базовые понятия, которые позволяли отделить классику от "музыкальной бижутерии", господствующей сегодня в массовой культуре.
Максиму Дунаевскому повезло. За него заступился декан фортепианного факультета Михаил Соколов, который предложил забрать его к себе от Кабалевского. Переходить на другой факультет не пришлось – Дмитрий Кабалевский ушел в творческий отпуск и Дунаевского передали Андрею Эшпаю, который сам немало натерпелся в студенческие годы от ретроградов от музыки.
Максим Дунаевский прошел жесткую огранку в высшей академической музыкальной среде Советского Союза. Он считает благом советскую музыкальную цензуру, в которой работали профессионалы – это была борьба идей в отличие от сегодняшнего времени, когда по большей части идет борьба денег.
Право на собственное мнение
Математическая точность и ясность в оценках, профессиональный подход к искусству – в этом суть Максима Дунаевского. То, что для него является простым, понятным и естественным, для его молодых и амбициозных "коллег" недостижимо в принципе. Сегодня в композиторской среде все меньше профессионалов, а кинопродюсеры и театральные режиссеры настороженно относятся к композиторам с консерваторским образованием. С профессионалами нужно уметь работать, они признают только равных себе.
Дунаевский жестко критикует тех представителей поп-культуры, которые считают, что сегодня музыку может написать любой. Современные средства программирования позволяют это сделать за один вечер.
На мой взгляд, эта тенденция родилась не в последние годы, она появилась на свет более полувека назад. В 1969 году американский композитор Гершон Кингсли написал инструментальную пьесу "Попкорн". Сингл стал мировым хитом в 1972 году. До середины 1970-х годов эта мелодия была популярной в СССР благодаря фигуристам, которые использовали ее для своих программ, и телевизионной передаче Элеоноры Беляевой "Музыкальный киоск", в которой она служила музыкальной заставкой. Кто сегодня может напеть эту мелодию?
Максим Дунаевский точно такой же представитель массовой поп-культуры, как и все остальные. Разница в качестве музыки с большей частью его коллег в том, что с первого же исполнения его произведения сразу становились классикой. Музыка песен Дунаевского неотделима от слов, написанных поэтом. Она сливается по смыслу с написанным текстом и становится эталоном песенного искусства.
Сегодня мало кто может рассказать сюжет фильма "Куда он денется!", но песни из фильма в исполнении Михаила Боярского "Городские цветы" и "Все пройдет" знают практически все: "Все пройдет, и печаль, и радость. Все пройдет, так устроен свет. Все пройдет, только верить надо, что любовь не проходит, нет". Поэт Леонид Дербенев заложил в эти песни высший философский смысл. Это голос городской среды советского времени, который мало изменился и сегодня.
Мюзиклы, написанные Дунаевским еще полвека назад, и сегодня идут в театрах музкомедии на постсоветском пространстве. Мюзикл "Три мушкетера", написанный им в 1974 году на стихи Юрия Ряшенцева с либретто Марка Розовского, в 1978 году плавно перешел в фильм Георгия Юнгвальд-Хилькевича "Д’Артаньян и три мушкетера". У этого фильма было три продолжения, которые вызвали интерес у зрителей песнями на музыку Дунаевского. Безоговорочное кинематографическое признание Алиса Фрейндлих и Михаил Боярский в СССР получили после выхода этого фильма, благодаря исполнению песен Дунаевского.
Максим Дунаевский работал и работает во всех жанрах музыки. И в каждом из них он добился успеха. В 1990-е годы почти восемь лет он прожил в США, работал в Голливуде, где написал музыку к нескольким фильмам. Финалом его американского опыта стало признание, что только российские режиссеры старой формации могут работать по системе Голливуда.
С позиции прожитых лет и своего опыта он заслужил право говорить то, что думает. В его "бегущей строке памяти" – вся театральная и кинематографическая жизнь последних 60 лет. Сегодня мало пишут музыку для театров, но именно там, по мнению Дунаевского, она и рождается. Для него музыка для кино – это не отдельное звуковое сопровождение, а драматургия, связывающая воедино весь фильм.
Максим Дунаевский с иронией любит повторять, что "авангард" молодых театральных режиссеров есть повторение того, что было сделано их предшественниками несколько десятилетий назад – Георгием Товстоноговым, Марком Розовским и Марком Захаровым. Зачастую вся новизна у новомодных театральных режиссеров, распиаренных прессой, есть попытка изобрести деревянный велосипед.
Сегодня последним бастионом музыкальной халтуре на постсоветском пространстве являются по сути два композитора – Максим Дунаевский и Алексей Рыбников, который свой 80-летний юбилей будет отмечать в июле.
Возраст – это не про Максима Дунаевского. Два года назад он выдал на гора сразу два мюзикла – "Каприз императрицы" и "Любовь. Чума. Верона". Для нового поколения исполнителей, которому Дунаевский по возрасту годится в дедушки, участие в его мюзиклах означает блестящий старт театральной карьеры.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Самые интересные и важные новости ищите в нашем Telegram-канале и Viber. Также следите за нами в Дзен!