"Идеальный шторм": почему белорусы пересаживаются на новые авто

© Sputnik / Рамиль Ситдиков / Перейти в фотобанкОткрытие центра китайских автомобилей
Открытие центра китайских автомобилей - Sputnik Беларусь, 1920, 29.01.2025
Подписаться
Рекорд продаж новых авто, который в декабре ушедшего года поставлен в Беларуси, стал сигналом возвращения белорусского авторынка к лучшим временам.
Нет худа без добра: некогда популярный у белорусов авторынок ЕС, на котором разыгрался "идеальный шторм" спада, перекрыт санкциями, а пригон бэушек из Китая, Кореи, США и того же ЕС сравним по ценам с новыми авто, на покупку которых к тому же дают выгодные кредиты.

Всепогодное партнерство

Сочетание названных факторов мотивирует белорусов покупать новые машины в местных автосалонах, где на некоторые особо популярные модели, кстати, существуют очереди. В этом случае даже трудно сказать, что белорусов привлекает больше: доступная цена, присущая и китайским, и российским машинам, или дешевый кредит. А может, они распробовали прелесть обладания новыми авто?
Когда-то Генри Форд – изобретатель сборочного конвейера, на котором более века назад выпускался самый доступный и массовый на то время знаменитый Форд-Т, – провозгласил, что лучший автомобиль – новый. Неужели спустя век белорусы вняли этой идее? Все же она была изречена автомобильным магнатом мирового масштаба, а между магнатом и простым покупателем большая пропасть.
Вполне естественно, что Форду и таким как он выгодно, когда покупают выпускаемые их заводами авто. А что же потребитель? Он видит и оборотную сторону медали при приобретении новой машины, которая после выезда из салона автоматически теряет в цене, плюс ряд других издержек, которые также ложатся на плечи покупателя.
Это, во-первых, обязательное КАСКО при покупке в кредит, плановое ТО у официального дилера, иначе слетишь с гарантии. К тому же ликвидность бэушных авто китайских марок остается под вопросом, да еще на переполненном белорусском авторынке, с которого после повышения утильсбора в России случился исход российских покупателей.
Однако, пробираясь через этот частокол сомнений, многие белорусы все же становятся на твердую почву необходимости приобретения новой машины, олицетворяя и новое прочтение знаменитого мема "чарка, шкварка, иномарка". Потому что так работает экономика, и так белорусы становятся счастливыми обладателями новых авто.
К тому же в любом случае у любой машины всегда есть первый владелец, в рядах которых все больше наших соотечественников. Вопрос лишь в том, почему они приобретают новые авто, но это больше забота маркетологов. Забота же покупателей – получить побольше допов за меньшие деньги, самые "жирные" комплектации – наиболее везучим или тем, у кого побольше бюджет. А дешевый автокредит, между прочим, один из индикаторов устойчивой экономики.
Именно на новые авто в Беларуси наиболее выгодные кредиты. Более чем двукратное восстановление рынка в течение прошлого года – парадоксальный результат западных санкций и один из плодов союзничества с Россией, а также всепогодного партнерства с Китаем, чьи машины наряду с российскими охотно покупают белорусы.

Неорганизованный ввоз

Как отмечают в Белорусской автомобильной ассоциации, декабрь традиционно стал месяцем-лидером по количеству проданных машин за год. В декабре 2024 года входящие в состав БАА автодилеры продали 7205 новых автомобилей, что на 21% больше, чем итоговые продажи ноября 2024 года, и на 107% больше, чем количество новых авто, проданных в декабре 2023 года.
Основные причины значительного роста общего объема продаж новых автомобилей под конец года эксперты ассоциации видят в маркетинговой активности дилеров (предложение скидок, подарков, выгодных финансовых условий), а также рост спроса со стороны покупателей.
В сегменте легковых авто лидирующую позицию традиционно занимают машины одного из наиболее известных китайских брендов на рынке Беларуси, которых в декабре было реализовано 3567 единиц, или 53% от всех проданных новых легковых автомобилей.
На долю легкого коммерческого транспорта в декабре пришлось 6% от общего числа проданных за месяц авто, а доля электромобилей в декабре составила почти 8%. Для сравнения: в декабре 2023 года доля электромобилей составляла всего 1,8% в общем объеме продаж.
Столь значительному росту реализации электрокаров способствовало как увеличение предложения электротранспорта со стороны дилеров, так и развитие соответствующей инфраструктуры. Председатель правления БАА Сергей Варивода в комментарии специализированному изданию abw.by подчеркивал, что речь идет о росте доли продаж именно дилерских новых авто.
Последнее уточнение важно, потому что ввоз авто физическими лицами падает. По его словам, санкционные ограничения в существенно большей степени повлияли на ввоз легковых машин физическими лицами. Да и летние новации в порядке исчисления утилизационного сбора на ввозимые транзитом с территории Российской Федерации легковые автомобили ударили по неорганизованному ввозу, но не повлияли на импорт официальных дилеров.
Варивода уточняет, что совокупные продажи официальных дилеров по итогам 2024-го вплотную приблизились к результатам 2018 и 2020 годов, но пока еще далеки от рекордной отметки в 60 тысяч новых легковых автомобилей в 2019 году.
Иные факторы взрывного роста дилерского рынка в его изложении следующие: существенный рост предложения, в том числе автомобилей местного производства, при сохранении стабильного уровня цен, рост реальных денежных доходов населения, активное стимулирование спроса через каналы автокредитования и финансового лизинга.

Гибридные "электрички"

Если цены в 2024 году оставались относительно стабильными, то чего ждать в 2025-м? Отвечая на этот вопрос, Варивода делает сравнение с авторынком России. Если в Беларуси цены на авто колебались в пределах 3%, то в России в процентном отношении он составил двухзначное число. По его словам, учитывая значительную долю ввозимых из России автомобилей в дилерских продажах, существует риск импорта инфляции извне.
Вместе с тем, Варивода подчеркивает, что уровень цен на рынке новых легковых автомобилей определяется не запросами автодилеров. Импортерская, дилерская маржа жестко ограничены нормами постановления Совета министров № 713. Впрочем, как и предельные темпы роста цен на автомобили отечественного производства.
В текущем году мы не наблюдаем признаков перегрева рынка, вызванного монетарным стимулированием спроса, подчеркивает он. Дефляция цен – тому важное подтверждение. Но инфляцию издержек никто не отменял. Валютный курс, ставки утилизационного сбора, цены поставщиков и затраты на логистику – эти и подобные факторы могут влиять на розничные цены в дилерских автосалонах.
По мнению Вариводы, рост цен на легковые автомобили вполне может остаться в пределах инфляционного прогноза на 2025 год (5%) при том, что темп роста продаж будет сохраняться прежним. Удивительно, но если санкции ЕС стимулировали рост автопродаж в Беларуси, то в самом Евросоюзе они привели к прямо противоположному результату. Но, разумеется, дело не только в санкциях.
По данным Европейской ассоциации производителей автомобилей, в октябре 2024 года количество регистраций новых авто выросло всего на 0,1% по сравнению с предыдущим годом и составило 1,04 млн единиц. Снижение показателей во Франции, Италии и Великобритании нивелировало рост в Германии, крупнейшем авторынке региона.
Спад в сфере электромобилей по всей Европе повышает риск того, что именитым производителям придется заплатить миллиарды евро штрафов, если они не смогут соответствовать более строгим правилам по выбросам, которые вступят в силу в 2025 году.
Вместо "электричек" покупатели отдают предпочтение гибридным автомобилям с двигателем внутреннего сгорания. Автопроизводители испытывают трудности с ростом продаж в Европе из-за перехода на электромобили и сокращение бюджетов из-за роста стоимости жизни. Сочетание этих факторов на авторынке ЕС назвали "идеальным штормом", но в отношении Беларуси он дал положительный эффект.
Самые интересные и важные новости ищите в нашем Telegram-канале и Viber. Также следите за нами в Дзен!
Лента новостей
0