"Утиль", как в России: импортные авто в Беларуси подорожают в разы
18:55 30.01.2025 (обновлено: 22:03 30.01.2025)
© Sputnik / Илья Питалев
/ Подписаться
Эксклюзив
В феврале отечественный автобизнес ждет важное изменение – повысятся ставки утилизационного сбора. Отныне при ввозе машины из-за границы простым белорусам платить придется больше, а юрлицам – не просто больше, а очень много.
Утильсбор – это единоразовый налог, который производители и импортеры должны уплатить за каждое произведенное или ввезенное на территорию страны транспортное средство. В Беларуси он был введен в 2014 году и с тех пор оплачивается вместе с таможенной пошлиной при ввозе авто из-за границы.
Сбор призван помочь в решении нескольких задач: улучшить экологическую обстановку, сократив число старых и неисправных машин, и поддержать отечественных производителей.
В Беларуси в прошлый раз "утиль" увеличивали в марте 2024-го. Не прошло и года, как власти вновь решили внести коррективы и выровнять ставки с российскими. Что изменится для будущих владельцев импортных авто уже с 9 февраля, рассказал Sputnik председатель правления Белорусской автомобильной ассоциации Сергей Варивода.
Как изменились ставки
Новые ставки утильсбора были опубликованы 30 января на национальном правовом интернет-портале. Разбираемся в них подробнее.
Как и ранее, физлица при самостоятельном ввозе новых авто из-за границы будут платить 544,5 рубля. Эта ставка распространяется на машины не старше трех лет. За более старые автомобили (свыше трех лет с момента выпуска) теперь нужно будет заплатить 1089 рублей (раньше – 816,7). По сути, это единственное изменение, которое касается обычных граждан.
Для юрлиц (речь идет об официальных импортерах) все намного серьезней. Новацией стало то, что отныне для ввозимых легковушек из России и других стран ЕАЭС не будет льготы. Если раньше для дилеров действовала ставка, как и для физлиц (544,5 рубля), то теперь она стала универсальной: откуда бы машина не ввозилась, налог будет очень большим. В частности, для новых автомобилей с объемом двигателя от 1 до 2 литров уплатить придется 23 575,91 рубля. Рост – в 43 (!) раза.
Еще из новшеств: электромобили подорожали в два-три раза (в зависимости от года выпуска), а гибриды вовсе вывели из-под льгот – теперь за них нужно платить как за ДВС.
Для сравнения :в России утилизационный сбор с 1 января был увеличен в среднем на 10-20%. Новые коэффициенты на легковые автомобили с объемом двигателя от одного до двух литров, а также электрокары и гибриды составляют 667,4 тысячи российских рублей (22,9 тысячи белорусских рублей).
Данные ставки распространяются при импорте транспортных средств юрлицами и в том случае, если машины ввозятся для последующей перепродажи (если авто продано в течение года после ввоза). При этом для физлиц в России утильсбор остался неизменным – 5200 российских рублей (или 179 белорусских).
Машины подорожают?
Все, что касается импорта – однозначно. По словам эксперта, повышение ставок утилизационного сбора было ожидаемым решением в сфере автобизнеса, однако от этого оно не стало менее болезненным для импортеров.
"На мой взгляд, такие решения необходимо принимать заранее, предоставляя возможность автодилерам завершить начатые сделки. Не исключаю, что ряд импортеров, оплативших поставки автомобилей, не успеют ввезти их на таможенную территорию Республики Беларусь до даты вступления в силу постановления правительства (с 9 февраля 2025 года – Sputnik)", – говорит Сергей Варивода.
Это значит, что затраты на приобретение таких автомобилей существенно вырастут. Увеличатся, соответственно, и розничные цены для потребителей, часть из которых, возможно, уже внесла авансовые платежи за ожидаемые автомобили.
© Sputnik / Рамиль Ситдиков
/ Председатель правления БАА напомнил, что действующая в стране система регулирования цен ограничивает лишь наценки, но не сами розничные цены. Так что, в любом случае, повышение ставок утилизационного сбора является проинфляционной мерой. "За все в конечном итоге заплатит покупатель", – констатирует он.
Варивода уверяет, что новые ставки утильсбора окажут непосредственное и быстрое влияние на розничные цены импортируемых легковых автомобилей, в том числе из России и других стран ЕАЭС.
Гибриды и "электрички"
Собеседник обратил внимание и на значимое изменение подходов к регулированию рынка последовательных гибридов. Ранее такие автомобили, наравне с электрическими, имели комфортную ставку утилизационного сбора в размере 544,5 рубля.
Теперь же для всех типов гибридов ставки унифицированы со ставками для автомобилей, имеющих двигатель внутреннего сгорания. Отныне ставку как для машин с ДВС, так и для гибридов определяет объем двигателя. Например, для новых легковых автомобилей с объемом от 1 до 2 литров ставка сейчас установлена в размере 23 575,91 рубля, что вдвое больше предыдущей. Напоминаем, эти цифры касаются импортеров-юрлиц.
Что касается чистых электромобилей, в новом постановлении ставка для них увеличена до 1148,86 рубля (ранее 544,5 – рост в 2,1 раза). Для тех, что старше трех лет, ставка составляет 2757,36 рубля (рост в пять раз).
Дорогие пикапы
Существенно увеличились ставки утильсбора для легкого коммерческого транспорта, в том числе популярных среди охотников, рыболовов, фермеров и многих государственных организаций пикапов (категория N1). К примеру, за ввоз в страну новой машины массой не более 2,5 тонны придется выложить более 29,5 тысячи рублей (раньше 17,3 тысячи).
"Обоснованность "драконовских", высоких ставок на пикапы мне самому непонятна, поскольку производство этих автомобилей в Союзном государстве не налажено. Такого производства нет, за исключением УАЗ Пикап, но это довольно специфический автомобиль. Поэтому повышение ставок на коммерческие автомобили не обоснованы", – считает Сергей Варивода.
Иномарок станет меньше
Как уже было сказано, новацией нынешнего постановления является то, что высокая ставка введена не только для машин, импортируемых из-за пределов ЕАЭС (Китай, США, Европа, Южная Корея и так далее), но также из стран Евразийского экономического союза (Армения, Казахстан, Россия, Кыргызстан). Если рассматривать вкупе, доля продаж всех новых иномарок в Беларуси на конец 2024 года составляла около 25%. По мнению эксперта, этот сегмент в ближайшее время начнет сокращаться.
"Влияние новых ставок будет непосредственным, в конечном итоге цены будут скорректированы на уровень дополнительных расходов импортеров", – поясняет он.
При этом очевидно, что подрастет доля производимых в Беларуси легковых автомобилей, а также отдельных марок и моделей, выпускаемых в Союзном государстве. Речь идет о продукции Belgee, АвтоВАЗа, Хавейл Мотор Рус, УАЗа и некоторых других производителей.
Вывод: что будет с рынком?
Председатель правления БАА отметил, что в данный момент он не готов к обстоятельному анализу всех новаций в регулировании утильсбора, на это требуется некоторое время. По его словам, многие изменения очевидны и не требуют комментариев специалистов.
"В заключение лишь выскажу личное мнение, что столь существенный рост ставок утилизационного сбора, вероятно, приведет к существенному охлаждению рынка новых легковых автомобилей", – подчеркнул он.
Варивода считает, что в первые месяцы 2025 года рынок по инерции и с учетом эффекта низкой базы может продолжить рост, однако выход на показатели ежемесячных продаж конца 2024-го пока представляется проблематичным.
Самые интересные и важные новости ищите в нашем Telegram-канале и Viber. Также следите за нами в Дзен!