https://sputnik.by/20250213/zapretnyy-metan-ili-zloklyucheniya-avtomobilya-na-gazu-v-belarusi-1093607627.html
Запретный метан, или Злоключения автомобиля на газу в Беларуси
Запретный метан, или Злоключения автомобиля на газу в Беларуси
Sputnik Беларусь
Владельцы автомобилей, выпущенных в Европейском союзе с установленным на заводе-изготовителе газовым оборудованием, вскоре не смогут законно эксплуатировать... 13.02.2025, Sputnik Беларусь
2025-02-13T18:01+0300
2025-02-13T18:01+0300
2025-02-14T16:04+0300
новости беларуси
авто
газ
туризм
эксклюзив
https://cdnn11.img.sputnik.by/img/102761/79/1027617938_0:0:3077:1731_1920x0_80_0_0_d73cac41c24528aa92bac3ab8ce58dcd.jpg
Герой материала Sputnik Юрий – из тех, кто любит путешествовать и открывать для себя Беларусь заново. Несколько лет назад он, как и многие, с семьей раз в два-три года выбирался в поездку в Европу, чтобы посмотреть местные достопримечательности. Но с введением санкций ЕС и других стран география туристических поездок для белорусов значительно сузилась. Вот тогда-то Юрий и открыл для себя внутренний туризм.Все началось с любви к экскурсиям по стране"Путешествие выходного дня захватило нашу семью. Страна уникальна и многообразна. Например, были во Дворце – это название агрогородка в Лунинецком районе, который носит почетный титул неофициальной клубничной столицы Беларуси. В "клюквенной столице" – Миорах – посетили экологический праздник "Жураўлі і журавіны Міёрскага краю". Ездили специально в Кировск, чтобы попробовать легендарную смаженку и в Сморгонь за знаменитым мороженым", – говорит Юрий."Вылазки" на выходные семейство Юрия осуществляет круглый год. Заснеженный Мирский замок выглядит еще более эпически. Но возникла проблема. Дизельный автомобильчик в мороз несколько раз подвел – отказался заводиться, а потому пришлось добираться домой в Минск на маршрутке. Затем возвращаться, решать вопросы с реанимацией замерзшего дизеля.В результате Юрий решил приобрести автомобиль на бензине. А чтобы сэкономить на топливе, ведь за выходные одометр зачастую накручивал до тысячи километров, выбор пал на Renault Sandero с установленным газовым оборудованием – пропан-бутан. Этот газ получают при переработке нефти. Заправок много, а расходы на топливо почти вполовину меньше, чем на бензин.Подходящий вариант нашли в Бресте. За авто отправились на поезде всей семьей. Оформили быстро. Топливо в баллоне было, день покатались по городу, побывали в мемориальном комплексе "Брестская крепость – герой". По дороге домой заехали на заправку и столкнулись с проблемой: заправлять авто отказались. Оказалось, на баллон нужен документ о его проверке, причем нового образца, утвержденного в ЕАЭС."Проблему решили быстро. В Минске обратились в компанию, которая занимается установкой и обслуживанием ГБО. За 80 рублей они провели проверку. Работа заняла полдня. Отправился на ближайшую заправку и был счастлив, что все так просто разрешилось", – вспоминает Юрий.Нет паспорта – нет "дозвола"Но счастье продлилось недолго. Новые проблемы возникли уже на диагностической станции, куда Юрий отправился на техосмотр. Автомобиль линию прошел без замечаний – все было исправно. Но разрешение не получил. И снова камнем преткновения стало ГБО. За разъяснениями отправили в "Белтехосмотр".На официальном сайте "Белтехосмотра" указано: "В соответствии с изменениями и дополнениями в Закон Республики Беларусь от 05.01.2008 № 313-З "О дорожном движении", вступившими в силу с 22.09.2022, при проведении государственного технического осмотра транспортных средств осуществляется проверка их технического состояния и конструкции на соответствие требованиям технических регламентов Таможенного союза, а также технических регламентов Евразийского экономического союза. Информируем о необходимости иметь на каждый газовый баллон паспорт изготовителя газового баллона и предъявлять его при прохождении государственного технического осмотра. Данное требование предусмотрено пунктом 9.8.1. приложения № 8 к техническому регламенту Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (ТР ТС 018/2011)".Юрий связался с мужчиной, продавшим ему автомобиль. Уточнил, на каком СТО тот устанавливал ГБО. Но поездка к специалистам не дала результата. Там развели руками и посоветовали обращаться к заводу-изготовителю баллонов.Беда пришла, откуда не ждалиСегодня Юрий – опытный автотурист. И, как сейчас модно говорить, диверсифицировал свои путешествия."Вы думаете, я такой один? В Беларуси таких туристов тысячи. Например, в Бресте на пешеходной улице Советской познакомились с семьей из Гомеля. Взрослые идут, а малыши рядом на трехколесных велосипедах едут. Они рассказали, что по дороге останавливаются в живописных местах на реках и озерах, ловят рыбу, купаются, иногда ночуют в палатке, жарят шашлыки…" – вспоминает собеседник.Но возник нюанс. С учетом увеличения экипажа – в поездки полюбила ездить мать Юрия – в компактном Sandero стало тесно. Да и автомобиль небольшой, чтобы вместить весь скарб в дорогу. Выход подсказала та же пара из Гомеля. Так получилось, что они поселились в одной гостинице.Юрий стал присматриваться к автомобильному рынку. Предложений автомобилей на метане оказалось очень много. Volkswagen, Seat, Mercedes… Причем как возрастных, старше 10 лет, так и недавно пригнанных "трехлеток". Юрий признается, что сомнения были, какое-то нехорошее чувство предательски холодило в груди. Он даже съездил на метановую заправку, чтобы пообщаться с владельцами."Подошел к одному, второму. Все говорят – все хорошо. Владелец Volkswagen Caddy, который занимается мелкими грузоперевозками, даже обиженно сказал, мол, что ты воду мутишь. В Беларуси живешь. Даже если Запад какую-то гадость придумает, свои в обиду не дадут", – вспоминает Юрий.По деньгам наш герой потянул на Passat В6 2010 года. Конечно, на метане."Дыхание санкций" почувствовал сразуВизит на СТО, где провели диагностику, подтвердил – автомобиль в относительно неплохом для своих лет состоянии. Сделка купли-продажи состоялась."Решил, как водится в таких случаях, заменить цепь ГРМ, тормозные диски и колодки, перетряхнуть подвеску. Все-таки большие пробеги, а в машине дети. Все должно быть надежно. И вдруг проблема. Менять цепь ГРМ у авто с CNG (метан – Sputnik) не взялось ни одно СТО. Пришлось обратиться к официальному дилеру Volkswagen. За все отдал почти две тысячи долларов в эквиваленте. На вопрос, почему так дорого, мне ответили, мол, санкции – все подорожало", – рассказал Юрий.Опыт владения авто с ГБО у автолюбителя уже был. Первым делом отправился на проверку газовых баллонов. Их в Passat целых три. Услуга обошлась почти в 180 рублей. Зато на метановых заправках проблем не возникло. Оператор требует сертификат и заправляет. По-другому нельзя."С техосмотром в 2023 году тоже все гладко прошло. Паспорт на баллоны не потребовали. Мастер уточнил, где устанавливался газ. Убедившись, что на заводе-изготовителе автомобиля, дал добро", – продолжил рассказ Юрий.За год он с семьей не только объездил Беларусь, но и побывал в России – в Москве и Санкт-Петербурге. Там на заправках тоже проблем не было, достаточно было показать белорусский сертификат по проверке баллонов. Юрий вновь был счастлив, но не долго.Последняя надежда"В январе 2025 года приезжаю на СТО. И тут бац: или предъявляешь паспорт на каждый баллон, или нет "дозвола". Обидно, что линию прошел без единого замечания, но техосмотр не прошел. Посоветовали обратиться к официальному дилеру. Может, он поможет сделать паспорт баллонов. Но в "Атлант М" развели руками. Дескать, санкции, связи обрублены. В общем – это ваша головная боль", – продолжил собеседник.И такой он не один. Там же встретил собратьев по беде. Пара из Минска приехала на свеженьком метановом VW Golf, пригнанном из Бельгии. Информация о невозможности получить документы на баллоны их шокировала. Еще бы, деньги на свежую машину копили восемь лет.Автовладелец не знал, к кому еще обратиться. Все мысли заняты только одним: как спасти положение. Машина стоит на приколе, ездить на ней нельзя. Один знакомый посоветовал обратиться к официальному дилеру марки в Европе."Написал запрос, отправил по электронной почте. И удивился, что через пару минут пришел ответ, мол, все получили, вопрос изучим, дадим ответ. Ну, думаю, дело пошло. Словно камень с души упал", – вспоминает Юрий.Но ожидания оказались напрасными. Ответ дилера похоронил последнюю надежду:"Сожалеем, но не имеем возможности удовлетворить ваш запрос. На территории Европейского союза действует иной технический регламент касательно газовых баллонов, используемых в качестве топливных резервуаров на дорожных транспортных средствах нежели в Республике Беларусь. Этот регламент не предусматривает наличие паспорта газовых баллонов. Поэтому нет возможности предоставить запрашиваемые вами документы, так как их не существует"."Возникает резонный вопрос – какой документ от меня требуют на техосмотре? Снова начал обзванивать дилеров марки, причем в разных городах Беларуси. Ответ один: мол, вас сотни, кто такие вопросы задает. Помочь не можем, решайте проблему сами. Получился замкнутый круг. Таким беспомощным и незащищенным не чувствовал себя никогда. Машину не продать. Ездить тоже нельзя. В общем, хорошего мало. Остается только переходить на свой страх и риск в теневой сектор и ездить без техосмотра", – резюмировал Юрий.Цифры и факты относительно техосмотра. Sputnik обратился в профильные организации с просьбой о проведении круглого стола по вопросам эксплуатации автомобилей, выпущенных в Евросоюзе с заводским метановым оборудованием. Следите за обновлениями портала.Самые интересные и важные новости ищите в нашем Telegram-канале и Viber. Также следите за нами в Дзен!
новости беларуси
Sputnik Беларусь
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
2025
Sputnik Беларусь
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
Новости
ru_BY
Sputnik Беларусь
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
https://cdnn11.img.sputnik.by/img/102761/79/1027617938_179:0:2910:2048_1920x0_80_0_0_7a8a35574a1f3f3f79fd0af2514b894c.jpgSputnik Беларусь
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
новости беларуси, авто, газ, туризм, эксклюзив
новости беларуси, авто, газ, туризм, эксклюзив
Запретный метан, или Злоключения автомобиля на газу в Беларуси
18:01 13.02.2025 (обновлено: 16:04 14.02.2025) Эксклюзив
Владельцы автомобилей, выпущенных в Европейском союзе с установленным на заводе-изготовителе газовым оборудованием, вскоре не смогут законно эксплуатировать свои транспортные средства.
Герой материала Sputnik Юрий – из тех, кто любит путешествовать и открывать для себя Беларусь заново. Несколько лет назад он, как и многие, с семьей раз в два-три года выбирался в поездку в Европу, чтобы посмотреть местные достопримечательности. Но с введением санкций ЕС и других стран география туристических поездок для белорусов значительно сузилась. Вот тогда-то Юрий и открыл для себя внутренний туризм.
Все началось с любви к экскурсиям по стране
"Путешествие выходного дня захватило нашу семью. Страна уникальна и многообразна. Например, были во Дворце – это название агрогородка в Лунинецком районе, который носит почетный титул неофициальной клубничной столицы Беларуси. В "клюквенной столице" – Миорах – посетили экологический праздник "Жураўлі і журавіны Міёрскага краю". Ездили специально в Кировск, чтобы попробовать легендарную смаженку и в Сморгонь за знаменитым мороженым", – говорит Юрий.
"Вылазки" на выходные семейство Юрия осуществляет круглый год. Заснеженный Мирский замок выглядит еще более эпически. Но возникла проблема. Дизельный автомобильчик в мороз несколько раз подвел – отказался заводиться, а потому пришлось добираться домой в Минск на маршрутке. Затем возвращаться, решать вопросы с реанимацией замерзшего дизеля.
В результате Юрий решил приобрести автомобиль на бензине. А чтобы сэкономить на топливе, ведь за выходные одометр зачастую накручивал до тысячи километров, выбор пал на Renault Sandero с установленным газовым оборудованием – пропан-бутан. Этот газ получают при переработке нефти. Заправок много, а расходы на топливо почти вполовину меньше, чем на бензин.
Подходящий вариант нашли в Бресте. За авто отправились на поезде всей семьей. Оформили быстро. Топливо в баллоне было, день покатались по городу, побывали в мемориальном комплексе "Брестская крепость – герой". По дороге домой заехали на заправку и столкнулись с проблемой: заправлять авто отказались. Оказалось, на баллон нужен документ о его проверке, причем нового образца, утвержденного в ЕАЭС.
"Проблему решили быстро. В Минске обратились в компанию, которая занимается установкой и обслуживанием ГБО. За 80 рублей они провели проверку. Работа заняла полдня. Отправился на ближайшую заправку и был счастлив, что все так просто разрешилось", – вспоминает Юрий.
Нет паспорта – нет "дозвола"
Но счастье продлилось недолго. Новые проблемы возникли уже на диагностической станции, куда Юрий отправился на техосмотр. Автомобиль линию прошел без замечаний – все было исправно. Но разрешение не получил. И снова камнем преткновения стало ГБО. За разъяснениями отправили в "Белтехосмотр".
На официальном сайте "Белтехосмотра" указано: "В соответствии с изменениями и дополнениями в Закон Республики Беларусь от 05.01.2008 № 313-З "О дорожном движении", вступившими в силу с 22.09.2022, при проведении государственного технического осмотра транспортных средств осуществляется проверка их технического состояния и конструкции на соответствие требованиям технических регламентов Таможенного союза, а также технических регламентов Евразийского экономического союза. Информируем о необходимости иметь на каждый газовый баллон паспорт изготовителя газового баллона и предъявлять его при прохождении государственного технического осмотра. Данное требование предусмотрено пунктом 9.8.1. приложения № 8 к техническому регламенту Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (ТР ТС 018/2011)".
Юрий связался с мужчиной, продавшим ему автомобиль. Уточнил, на каком СТО тот устанавливал ГБО. Но поездка к специалистам не дала результата. Там развели руками и посоветовали обращаться к заводу-изготовителю баллонов.
"Повезло, что производитель оказался отечественным – "Новогрудский завод газовой аппаратуры". Я с ними связался. И знаете, очень отзывчивые люди. Сказали, что у них огромное количество запросов на выдачу дубликатов паспортов баллонов. Так что нужно подождать немного. Копию документа прислали на электронную почту. В общем, ситуация разрешилась. И потом мы только наслаждались поездками", – сказал Юрий.
Беда пришла, откуда не ждали
Сегодня Юрий – опытный автотурист. И, как сейчас модно говорить, диверсифицировал свои путешествия.
"Вы думаете, я такой один? В Беларуси таких туристов тысячи. Например, в Бресте на пешеходной улице Советской познакомились с семьей из Гомеля. Взрослые идут, а малыши рядом на трехколесных велосипедах едут. Они рассказали, что по дороге останавливаются в живописных местах на реках и озерах, ловят рыбу, купаются, иногда ночуют в палатке, жарят шашлыки…" – вспоминает собеседник.
Но возник нюанс. С учетом увеличения экипажа – в поездки полюбила ездить мать Юрия – в компактном Sandero стало тесно. Да и автомобиль небольшой, чтобы вместить весь скарб в дорогу. Выход подсказала та же пара из Гомеля. Так получилось, что они поселились в одной гостинице.
"Наш новый знакомый – Виталик – показал свой автомобиль, Volkswagen Passat B6. Вместительный кузов универсал. Туда что хочешь впихнешь. А главное – установлено заводом-изготовителем газовое оборудование CNG. То есть машина работает на метане – природном газе. Во-первых, это очень экологично. Во-вторых, по деньгам выходит в два раза дешевле, чем на бензине. В-третьих, Виталик показал карту метановых заправок в Беларуси. Сеть развита. В общем загорелся идеей", – в голосе собеседника слышна легкая грусть.
Юрий стал присматриваться к автомобильному рынку. Предложений автомобилей на метане оказалось очень много. Volkswagen, Seat, Mercedes… Причем как возрастных, старше 10 лет, так и недавно пригнанных "трехлеток". Юрий признается, что сомнения были, какое-то нехорошее чувство предательски холодило в груди. Он даже съездил на метановую заправку, чтобы пообщаться с владельцами.
"Подошел к одному, второму. Все говорят – все хорошо. Владелец Volkswagen Caddy, который занимается мелкими грузоперевозками, даже обиженно сказал, мол, что ты воду мутишь. В Беларуси живешь. Даже если Запад какую-то гадость придумает, свои в обиду не дадут", – вспоминает Юрий.
По деньгам наш герой потянул на Passat В6 2010 года. Конечно, на метане.
"Дыхание санкций" почувствовал сразу
Визит на СТО, где провели диагностику, подтвердил – автомобиль в относительно неплохом для своих лет состоянии. Сделка купли-продажи состоялась.
"Решил, как водится в таких случаях, заменить цепь ГРМ, тормозные диски и колодки, перетряхнуть подвеску. Все-таки большие пробеги, а в машине дети. Все должно быть надежно. И вдруг проблема. Менять цепь ГРМ у авто с CNG (метан – Sputnik) не взялось ни одно СТО. Пришлось обратиться к официальному дилеру Volkswagen. За все отдал почти две тысячи долларов в эквиваленте. На вопрос, почему так дорого, мне ответили, мол, санкции – все подорожало", – рассказал Юрий.
Опыт владения авто с ГБО у автолюбителя уже был. Первым делом отправился на проверку газовых баллонов. Их в Passat целых три. Услуга обошлась почти в 180 рублей. Зато на метановых заправках проблем не возникло. Оператор требует сертификат и заправляет. По-другому нельзя.
"С техосмотром в 2023 году тоже все гладко прошло. Паспорт на баллоны не потребовали. Мастер уточнил, где устанавливался газ. Убедившись, что на заводе-изготовителе автомобиля, дал добро", – продолжил рассказ Юрий.
За год он с семьей не только объездил Беларусь, но и побывал в России – в Москве и Санкт-Петербурге. Там на заправках тоже проблем не было, достаточно было показать белорусский сертификат по проверке баллонов. Юрий вновь был счастлив, но не долго.
"В январе 2025 года приезжаю на СТО. И тут бац: или предъявляешь паспорт на каждый баллон, или нет "дозвола". Обидно, что линию прошел без единого замечания, но техосмотр не прошел. Посоветовали обратиться к официальному дилеру. Может, он поможет сделать паспорт баллонов. Но в "Атлант М" развели руками. Дескать, санкции, связи обрублены. В общем – это ваша головная боль", – продолжил собеседник.
И такой он не один. Там же встретил собратьев по беде. Пара из Минска приехала на свеженьком метановом VW Golf, пригнанном из Бельгии. Информация о невозможности получить документы на баллоны их шокировала. Еще бы, деньги на свежую машину копили восемь лет.
"Стал шерстить сайты. В Беларуси никто не мог помочь. На российском форуме наткнулся на информацию, что в соседней стране есть такая услуга. Позвонил, на том конце провода, выслушав проблему, сказали: "Ок, присылайте скан документов на машину. Все сделаем удаленно". Цена вопроса оказалась приемлемой: четыре тысячи российских рублей – порядка 120 белорусских. Хорошо, что в этот момент позвонил новый знакомый – такой же горемыка, который купил Skoda на метане. Он и рассказал, что попался на эту удочку мошенников. Ему прислали липовый паспорт на баллоны, то есть скачали что-то в интернете и вставили данные его авто", – делится Юрий.
Автовладелец не знал, к кому еще обратиться. Все мысли заняты только одним: как спасти положение. Машина стоит на приколе, ездить на ней нельзя. Один знакомый посоветовал обратиться к официальному дилеру марки в Европе.
"Написал запрос, отправил по электронной почте. И удивился, что через пару минут пришел ответ, мол, все получили, вопрос изучим, дадим ответ. Ну, думаю, дело пошло. Словно камень с души упал", – вспоминает Юрий.
Но ожидания оказались напрасными. Ответ дилера похоронил последнюю надежду:
"Сожалеем, но не имеем возможности удовлетворить ваш запрос. На территории Европейского союза действует иной технический регламент касательно газовых баллонов, используемых в качестве топливных резервуаров на дорожных транспортных средствах нежели в Республике Беларусь. Этот регламент не предусматривает наличие паспорта газовых баллонов. Поэтому нет возможности предоставить запрашиваемые вами документы, так как их не существует".
"Возникает резонный вопрос – какой документ от меня требуют на техосмотре? Снова начал обзванивать дилеров марки, причем в разных городах Беларуси. Ответ один: мол, вас сотни, кто такие вопросы задает. Помочь не можем, решайте проблему сами. Получился замкнутый круг. Таким беспомощным и незащищенным не чувствовал себя никогда. Машину не продать. Ездить тоже нельзя. В общем, хорошего мало. Остается только переходить на свой страх и риск в теневой сектор и ездить без техосмотра", – резюмировал Юрий.
Цифры и факты относительно техосмотра.
Справочно
В 2024 году белорусским авто- и мотовладельцам было выдано 1 млн 510 тысяч 315 разрешений на участие в дорожном движении. Это на 1,1% меньше, чем в 2023-м. Больше всего техосмотр проходили физлица – более 82%, или 1,24 млн человек. На электромобили, число которых неумолимо растет в нашей стране, выдано 14 416 разрешений.
Около 20% – а это каждое пятое транспортное средство – не смогли пройти техосмотр с первого раза: их состояние не соответствовало установленным требованиям. Чаще всего нарушения были связаны с тормозной системой (42%), внешними световыми приборами (21%), двигателем (6%).
Также нередки случаи выявления несоответствий в отношении состояния рулевого управления и недостаточной информации комплектации транспортного средства.
А теперь к ним прибавятся владельцы автомобилей с ГБО, произведенными в ЕС, которые не могут получить паспорт на газовые баллоны.
Sputnik обратился в профильные организации с просьбой о проведении круглого стола по вопросам эксплуатации автомобилей, выпущенных в Евросоюзе с заводским метановым оборудованием. Следите за обновлениями портала.
Самые интересные и важные новости ищите в нашем Telegram-канале и Viber. Также следите за нами в Дзен!