Вязович: "Дакар" обесценили, весь мир следит за ралли "Шелковый путь"

© Sputnik / Александр ЖибульЛоготип команды "МАЗ-СПОРТавто"
Логотип команды МАЗ-СПОРТавто  - Sputnik Беларусь, 1920, 04.04.2025
Подписаться
Эксклюзив
Белорусская команда "МАЗ-СПОРТавто" собрала коллекцию наград престижных ралли-рейдов. Сейчас гонщики активно готовятся к очередному сезону.
"Красные зубры" участвовали в "Дакаре" с 2012 года, с этого времени экипаж лидера команды Сергея Вязовича завоевал серебро (2018) и бронзу (2020). Но с 2022 года команда не выступает в ралли-рейде из-за санкций в отношении Минского автомобильного завода.
Тем не менее "МАЗ-СПОРТавто" собрала полный комплект наград "Шелкового пути" (две бронзы – 2013 и 2024, серебро-2022 и золото-2023).
Через леса, пески и водные преграды: ралли-рейд "Шелковый путь – 2024" в фото>>>
Сейчас для команды этот старт главный, к нему гонщики и готовятся. Sputnik поговорил с Вязовичем о планах спортсменов, начинке грузовиков и смене поколений.
© Sputnik / Александр ЖибульСергей Вязович
Сергей Вязович - Sputnik Беларусь, 1920, 04.04.2025
Сергей Вязович

Начало сезона в апреле

Межсезонье завершается, подготовка гоночных грузовиков выходит на финишную прямую. Пока они разобраны, идут последние доработки. Процесс этот кропотливый и не терпит спешки.
Проведение фото- и видеосъемки в боксе, где совершенствуют спортивные машины, запрещено, чтобы соперники не подсмотрели технические решения. Уже с 16 по 20 апреля "красные зубры" поборются за награды чемпионата России "Золото Кагана" и опробуют обновленные авто в деле. Планируется, что будут выставлены два экипажа.
Вязович отметил, что календарь текущего года у белорусской команды насыщенный.
"Стартов больше, чем обычно. Главный для нас – это ралли "Шелковый путь", гонка пройдет по территории России и Монголии в июле", – сказал он.
По словам лидера команды, перед "МАЗ-СПОРТавто" стоит задача не только побеждать, но и готовить подрастающее поколение, развивать техническую базу команды, передавать опыт.
"Павел Мурылев – один из наших пилотов, ему 23 года. У него еще не так много опыта, а задачи предстоит выполнять сложные: противостоять одной из сильнейших команд мира – "КАМАЗ-мастер". Поэтому важно, чтобы молодой экипаж мог полноценно включиться в борьбу за призовые места", – уточнил Вязович.
© Sputnik / Александр ЖибульМашина команды "МАЗ-СПОРТавто"
Машина команды МАЗ-СПОРТавто - Sputnik Беларусь, 1920, 04.04.2025
Машина команды "МАЗ-СПОРТавто"

Молодежь хочет гонять

Думают в команде и о смене поколений: нужно подготовить не один экипаж, а иметь в резерве два-три. Это непросто: дело в том, что желающих гонять по бездорожью хватает, но параллельно быть работниками завода хотят не многие.
"Не всех спортсменов это устраивает, так как они не хотят проводить полноценный рабочий день на заводе. Современная молодежь, наверное, чуть более ленивая, чем наше поколение. Они все хотят участвовать в соревнованиях, но при этом не желают принимать непосредственное участие в создании, ремонте, модернизации автомобиля", – сетует лидер "МАЗ-СПОРТавто".
Кроме того, многие думают, что в команду попасть сложно. На самом деле достаточно связаться с командой через соцсети или обратиться в отдел кадров завода. А уже на МАЗе кандидатов обучат всему необходимому. Главное – желание.
© Sputnik / Александр ЖибульЛоготип "МАЗ"
Логотип МАЗ - Sputnik Беларусь, 1920, 04.04.2025
Логотип "МАЗ"

"Дакар" обесценили

Золотая статуэтка "Дакара" – единственная награда ралли, которой еще нет в копилке минчан. Вязович признался, что сейчас ее легче завоевать, так как сильнейшие команды "МАЗ" и "КАМАЗ" в ралли не участвуют из-за санкций. А на пьедестал попадают те, "кто и мечтать не мог" об этом в прошлые годы.
"Выиграть "Дакар" в том формате, в котором он есть сейчас, не представляет никакой сложности. Гонку обесценили. Поэтому говорить, что я – действующий победитель "Дакар", являюсь сильнейшим в мире вот в таком составе, как минимум, некорректно с точки зрения спорта. Нет сильнейших. Страдают от этого только болельщики, но их мнение мало на что влияет", – обратил внимание Вязович.
Вязович: "МАЗ-СПОРТавто" планирует выступать на "Дакаре">>>
Он добавил, что белорусы не ставят крест на участии в ралли и готовы вернуться на "Дакар" со своим флагом и гимном. Пока же организаторы "Дакара" на эти условия не идут. Для команды главным стартом стал "Шелковый путь".

"Начиная с момента нашего отстранения от "Дакара" весь мир следит за этапами чемпионата России, за "Шелковым путем", за нашей борьбой с "КАМАЗом". Участники зарубежных команд с нами общаться не перестали, мы находимся в постоянном контакте. Они пишут, следят и смотрят, завидуют той борьбе, которая у нас происходит на трассе, потому что у них такого накала нет", – подчеркнул Вязович.

Лидер "красных зубров" уточнил, что зарубежные спортсмены хотят выступать на "Шелковом пути", тем более что организаторы ралли-рейда рады всем. Но по политическим причинам их не отпускают на гонку.
© Sputnik / Александр ЖибульСергей Вязович
Сергей Вязович - Sputnik Беларусь, 1920, 04.04.2025
Сергей Вязович
"Можно ходить с кубком в руках, со званием чемпиона "Дакара", на мой взгляд, на данный момент формальным, громко кричать на всю Европу, что я победитель ралли "Дакар", как сейчас это и делает действующий победитель "Дакара". Но король-то голый. Если хотите это опровергнуть – добро пожаловать на старт "Шелкового пути". Все выясним во время гонки", – пригласил своих соперников руководитель белорусской команды.

Что под капотом у "МАЗа"

Грузовики "МАЗ-СПОРТавто" постоянно совершенствуются, проводится большая работа по импортозамещению. А большая часть деталей для гоночных авто и вовсе такая же, как в серийных машинах.
"За исключением двигателя и амортизаторов: эти узлы разработаны конкретно под гонки. Амортизаторы позволяют грузовикам быстро ехать по бездорожью. Двигатель имеет запредельную мощность. А в целом автомобиль собран в основном из серийных деталей. Многие из них доработаны конструкторами спортивной команды", – объяснил Вязович.
За последние два-три года "МАЗ-СПОРТавто" открыл для себя "Белшину": именно на этой резине экипаж Вязовича выиграл "Шелковый путь" в 2023 году.
© Sputnik / Александр ЖибульКабина гоночного МАЗа
Кабина гоночного МАЗа - Sputnik Беларусь, 1920, 04.04.2025
Кабина гоночного МАЗа
"Это большой прорыв, на самом деле. И для белорусского производителя, и для нас. Мы как команда, наверное, чуть опоздали, и мне немного стыдно, что не верили в какой-то промежуток времени в отечественного производителя. А оказалось зря. Нужно было этот переход сделать намного раньше и не использовать импортную продукцию, использовать свою", – признался лидер минской команды.
Он подчеркнул, что, глядя на этот пример, команда вдохновилась и дальше ведет работу по переходу на отечественные запчасти.
Экипаж Вязовича установил рекорд скорости на льду Байкала>>>

В гонках – только "капотники"

Гоночные грузовики МАЗ бескапотной конфигурации можно часто увидеть на различных мероприятиях. Они привлекают внимание посетителей, с ними активно фотографируются. Спортивная команда не принимает участие в соревнованиях на грузовиках бескапотной компоновки, теперь такая машина служит только в качестве выставочного образца.
"Мы их используем для мероприятий различного рода, для тренировочных заездов и для тестирования обновлений. А в гонке в соревновательном процессе принимают участие автомобили только капотной конфигурации. Причина очень простая – они более комфортные для экипажа из-за размещения экипажа в центре автомобиля", – сказал Вязович.
© Sputnik / Александр ЖибульГоночный бескапотный МАЗ команды
Гоночный бескапотный МАЗ команды - Sputnik Беларусь, 1920, 04.04.2025
Гоночный бескапотный МАЗ команды

"Капотник" для президента

Президент Беларуси Александр Лукашенко в январе посетил Минский автомобильный завод и пообщался с командой "МАЗ-СПОРТавто", попросив устроить ему тест-драйв гоночного МАЗа.
Sputnik спросил, какой грузовик гонщики предоставят белорусскому лидеру для тест-драйва.
"Конечно, "капотник"! Это самая современная машина, она очень легкая и комфортная в управлении, не требующая специальной подготовки. Грузовик на автоматической коробке передач с удобной посадкой, с хорошим обзором, с современным оборудованием. Очень быстрый, он у нас разгоняется до 100 километров в час за восемь секунд. Это будет не испытание машины, а получение удовольствия от отечественного производителя", – уточнил Вязович.

Арендовать гоночный "МАЗ"

Интерес к автомобилям заводчан есть у других команд и спортсменов. Продажу своей машины "красные зубры" не рассматривают, но вот дать в аренду думали, хотя от этой идеи пока отказались. Причина проста: чтобы не раскрывать всех секретов.
"Мы осторожно к этому относимся. Не хочется раскрывать всех тонкостей технической части нашего автомобиля, спортсмен может проехать на одной машине, на второй, третьей и донести до другой команды особенности "МАЗа", – объяснил гонщик.
По его словам, у каждой машины есть слабые и сильные стороны. Поэтому даже в случае аренды надо очень избирательно подходить, в какие руки давать грузовик.
"У нас такая возможность есть. Теоретически даже на ближайший "Шелковый путь" мы могли бы один из автомобилей предоставить в аренду. Дорого ли это стоит? Дорого, много нулей", – поделился Вязович.
© Sputnik / Александр ЖибульГоночный МАЗ команды
Гоночный МАЗ команды - Sputnik Беларусь, 1920, 04.04.2025
Гоночный МАЗ команды

Отдыхать рано

Лидер "МАЗ-СПОРТавто" признался, уже задумывается об административной работе, но пока нет молодых гонщиков, которые уверенно борются за места на пьедестале почета, уходить нельзя.
"Нашей стране нужны победы. Поэтому и бремя лидерства мы не снимаем с себя. Но хотелось бы, чтобы наши все экипажи, как минимум три, могли бороться за первое место. Это и есть задача номер один на сегодняшний день", – заключил Вязович.
Самые интересные и важные новости ищите в нашем Telegram-канале и Viber. Также следите за нами в Дзен!
Лента новостей
0