Виталий Чуясов, Sputnik
Девальвация российского рубля сделала привлекательными у белорусов дорогостоящие покупки в России. В частности, оживился автомобильный рынок, и все большее число соотечественников, желающих приобрести автомобиль, останавливают свой выбор на предложениях российских дилеров.
Автобум на российском векторе некоторые эксперты сравнивают с ситуацией, сложившейся в 2011 году, когда происходило выравнивание белорусских автомобильных пошлин с российскими. Тогда белорусы ввезли из третьих стран, по данным Белстата, 280 тысяч автомобилей, из которых 108 тысяч было затем реэкспортировано на российский рынок. В стоимостном выражении белорусы потратили на покупки 2,6 миллиарда долларов (средняя стоимость автомобиля составила 9,3 тысячи долларов). Это дало властям основание для обвинений в адрес автомобильных спекулянтов в том, что они внесли существенный вклад в валютный кризис 2011 года. Тогда результатом проблем с валютой стала девальвация белорусского рубля в 2,7 раза. Можно ли сравнивать эти два автобума по валютным последствиям?
Оперативные данные Белстата по импорту легковых автомобилей доступны за три первых квартала 2014 года. За этот период в Беларусь ввезено 66 тысяч машин на сумму 806,7 миллиона долларов — это ниже показателей аналогичного периода 2013 года, когда в республику прибыло 78,4 тысячи машин на сумму 855,5 миллиона долларов.
Действительно, на российском направлении наблюдается ажиотаж: закупки выросли с 11,8 тысячи единиц за три квартала 2013-го до 29,5 тысяч единиц легковушек за три квартала 2014-го. Однако в абсолютных единицах существенно упал импорт из третьих стран. Точнее, снизился ввоз машин, чья страна происхождения неизвестна: с 57,2 тысячи до 32,3 тысячи автомобилей, т.е. более чем на 43%. Таким образом, произошла переориентация белорусских покупателей с ввоза автомобилей из ЕС и США на покупки в соседней стране. Это вполне логично, с учетом отсутствия таможенных платежей, пограничного контроля и языкового барьера, а также увеличения числа сборочных производств в РФ иностранных марок. В валютном выражении российский авторынок получил от белорусских клиентов за три квартала 2013-го — 162,3 миллиона долларов, за январь-сентябрь 2014-го — 378 миллионов. За этот же период ввоз неизвестно откуда (проще говоря, это рынок "перегонов" поддержанных иномарок из Европы и США) просел на 211,8 миллиона — с 502,5 до 290,8 миллиона долларов.
Очевидно, эта тенденция сохранится и даже увеличится в четвертом квартале 2014 года. Однако ни как таковому автомобильному, ни косвенно валютному рынку она не угрожает. Просто белорусы переориентируются с покупок на автотолкучках и автосвалках Европы и США на приобретение новых машин в российских автосалонах. Об этом свидетельствует и средняя цена ввезенных автомобилей: категория "страна неизвестна" — 8,9 тысячи долларов (машина с пробегом, имеющая неизвестный моторесурс, возможно, восстановленная после аварии, или малолитражка), из России — 12,3 тысячи долларов (новый бюджетный автомобиль российской сборки на гарантии).