Виталий Чуясов, Sputnik
Электронная система сбора платы за проезд BelToll работает в Беларуси с 1 августа 2013 года. Сейчас ее пользователями являются владельцы свыше 200 тысяч транспортных средств.
BelToll списывает деньги автоматически при прохождении автомобилями под рамками, установленными над дорожным полотном. В случае попытки проехать по платной дороге без бортового устройства или недостаточного количестве средств на счету, система передает данные на нарушителя в транспортную инспекцию министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь, которая взыскивает оплату в принудительном режиме и в увеличенном размере. Последнее обстоятельство вызывает недовольство определенного числа пользователей платными дорогами.
Об особенностях работы системы Sputnik рассказал менеджер по связям с общественностью компании-оператора BelToll ИООО "Капш Телематик Сервисиз" Сергей Бурый.
О правиле "четырех глаз"
Представитель компании-оператора подчеркнул, что задача BelToll — беспристрастная регистрация происшествий в автоматическом режиме. При этом в системе действует правило "четырех глаз": если нет полной уверенности в достоверности полученных данных, то информация отправляется на валидацию в центр ручной проверки происшествий.
Ее проводят два оператора в ситуациях, когда, например, регистрационный знак не читается в силу погодных условий и невозможно идентифицировать транспортное средство. "После проверки происшествие либо становится нарушением, и данные передаются в транспортную инспекцию, либо не становится", — пояснил специалист.
Представитель BelToll отметил, что в настройках системы есть несколько дублирующих функций, которые помогают избежать технических сбоев при считывании информации о проезде платных участков дорог. Вся информация фиксируется и стекается в центры обработки данных, один из которых резервный. Есть также резервы по энергоснабжению и каналам связи.
О злостных жалобщиках
По оценкам Бурого, с момента запуска системы в коммерческую эксплуатацию число нарушений уменьшилось в десятки раз. "А те, кто был с самого начала принципиально против системы, таковыми и остались", — констатирует эксперт.
На встречах с пользователями системы представители BelToll не пытаются обсуждать, справедливо ли взимание платы за проезд как таковое. "Мы всегда учим наших пользователей, как правильно с этой системой жить. А то, что с ней придется жить дальше, — это безусловный факт", — пояснил маркетолог.
Говоря о гражданах, отстаивающих в прессе идею амнистии по нарушениям правил проезда по платным дорогам, Бурый обратил внимание на исключительность этой категории пользователей. В качестве примеров он привел истории двух недовольных клиентов. Один из них из-за собственной неаккуратности и нарушений правил пользования системой накопил 31 нарушение на сумму 6,7 тысяч евро на начальном этапе пользования BelToll. Он погасил начисленные платежи в увеличенном размере еще осенью 2013 года, и с тех пор ездит без нарушений. Однако продолжает жаловаться на несправедливое к себе отношение.
Другой владелец транспортной компании с парком в 50 автомобилей не согласен с объективностью BelToll, при этом исправно оплачивает проезд своих грузовиков по чешским платным дорогам, где установлена аналогичная система.
"Если освободить эту категории пользователей от оплат в увеличенном размере, то это будет несправедливо по отношению к тем, кто все это время аккуратно и добросовестно, без нарушений, за проезд все заплатил", — считает Бурый. По данным BelToll, в суды за все время обратились 70 несогласных пользователей из числа тысяч нарушителей, и "ни одного суда пока ими не выиграно".
О том, как избежать недоразумения
Если бортовое устройство подает любое количество сигналов более одного, BelToll не рекомендует продолжать движение по платной дороге. "Пользователю нужно позвонить на инфолинию и выполнять инструкции оператора", — советует Бурый.
Звонок будет зарегистрирован, и в отношении транспортного средства при движении к пункту обслуживания для исправления ситуации созданное происшествие в дальнейшем не будет квалифицироваться как нарушение. Чаще всего происшествия связаны с недостаточным балансом на счету клиента и с неправильной установкой бортового устройства, но, как отметил, Бурый, "случается всякое".
"Для них это не привычно, с ними есть определенные проблемы в плане коммуникации", — признал представитель BelToll, сделав оговорку, что такие пользователи составляют от семи до девяти процентов всех клиентов системы, и с ними ведется работа по дополнительному информированию.
В 2015 году существующую сеть 1,2 тысячи километров платных автострад предполагается увеличить еще на 300 километров.