МИНСК, 26 ноя — Sputnik. Кризисные явления в белорусской экономике привели к спаду рекламного рынка, сокращение наблюдается впервые с 2009 года, констатирует министерство торговли.
По данным Минторга, по итогам первого полугодия в Беларуси затраты субъектов хозяйствования на рекламу составили около триллиона рублей, это на 14% меньше по сравнению с данными годом ранее.
"Мы прогнозируем, что по итогам девяти месяцев ситуация не улучшится. Что касается данных за первое полугодие, то можно сказать, что впервые с 2009 года рекламный рынок продемонстрировал отрицательную динамику", — заявила заместитель министра торговли Беларуси Ирина Наркевич.
По оценкам независимых экспертов, из-за кризиса субъекты хозяйствования сократили затраты на рекламу примерно на 40%, добавила она.
Как свидетельствует статистика Минторга, бюджеты на рекламу продуктов питания сократились на 9%, на рекламу косметики, парфюмерии, других промтоваров — на 16%, предприятия розничной торговли сократили свои рекламные бюджеты на 17%, а реклама обуви и кожгалантереи упала вдвое.
По словам Наркевич, сейчас интернет-реклама занимает по популярности второе место после телевизионной: она дешевле в производстве и в размещении. "Все ищут способы оптимизировать свои расходы на рекламу и выбирают наименее затратные варианты. В кризис всегда происходит сокращение расходов на рекламу", — сказала Наркевич.
Наркевич также обратила внимание, что впервые с 2009 года показал спад не только рынок наружной, но и телевизионной рекламы — примерно на 15%.
Замминистра также напомнила, что ранее поправки в закон о рекламе ограничили время на рекламу на телеканалах. "Сегодня рекламы мало для поддержания телеканалов", — подчеркнула она.
Наркевич обратила внимание, что в кризисные периоды, когда поступления в местные бюджеты от рекламы становятся особенно важны, нецелесообразно принимать правовые акты, ограничивающие размещение рекламы. Однако иногда государство вынуждено идти на такие шаги — когда польза от ограничений перевешивает потенциальный ущерб.
Это особенно касается запрета с 1 октября рекламы зонтичных брендов.
Замминистра отметила, что Минторг рассчитывает на понимание и соблюдение субъектами хозяйствования этого ограничения.
По данным Минторга, на сегодняшний день в республике зафиксировано 744 субъекта хозяйствования, занимающихся производством и размещением рекламы, и за последние пять лет их численность выросла в полтора раза. Кроме того, Минторг считает, что улучшилось и качество рекламной продукции.