Елена Васильева, Sputnik.
В преддверии первых спонтанных ню — температура поднялась выше двадцати градусов — корреспондент Sputnik побеседовала с теми, для кого обнаженная натура не крик души, но профессия и творческий поиск.
Художник: а я хочу поговорить
Художница Анастасия Черепанова свое творчество характеризует с некоторой брутальностью — "рисую голых баб". Говорит, можно было бы назвать работы и обнаженной натурой, но "голые бабы" всем понятнее. В отличие от профессиональных натурщиц Академии искусств, моделями Анастасии обычно становятся друзья или знакомые, натурщицей может стать и случайный человек, чья нестандартная внешность понравилась художнику.
"Решила попробовать рисовать полных людей в рамках моего нового проекта "Не Ренессанс". Знакомый художник говорил, что ему сложно найти модель, мол, все просят за позирование деньги, но у меня проблем не возникало", — рассказала художница.
Если с друзьями в мастерской все просто — им достаточно заварить чай и усадить под нужным ракурсом. Натурщиков, которые позировали для Анастасии в колледже, художница тоже вспоминает с теплом.
"Среди натурщиков, которые позируют молодым художникам, есть и те, для кого это профессиональный заработок, и студенты, решившие подработать. Был у нас натурщик Зорик, шестидесятилетний мужчина с интересной внешностью, был натурщик Андрей — приносил диски, снимал про нас видео. Была милая бабушка, которая убиралась в мастерской по собственной инициативе, даже вокалисты белорусских групп нам позировали", — вспомнила художница.
Во время учебы натурщики любили подходить к начинающим художникам и указывать на их ошибки. Сейчас большинство моделей в курсе манеры рисования Черепановой и итог не становится шоком.
"В целом, отношения складываются дружеские — я не требую сидеть, не двигаясь, мы общаемся. Вообще, для меня было странным услышать однажды в Академии искусств — Настя, не отвлекай натурщика! Я за то, чтобы говорить, так человек может лучше раскрыться", — считает художница.
Натурщица: ко мне никто не прикоснулся
Яне позировать предложили знакомые студенты Академии искусств.
"Обычно в натурщиках оказываются женщины в теле, и мне сказали, мол, ты молодая, красивая, приятно было бы тебя рисовать", — вспомнила Янина.
Дискомфорта от позирования перед группой начинающая натурщица не испытала: знала всех молодых художников.
"Вскоре меня начали приглашать позировать другие художники. Правда, сидеть в одной позе долгое время оказалось достаточно неудобно. Разумеется, есть перерывы, можно шевелиться, но, если ответственно подходишь к работе, стараешься держать позу", — рассказала натурщица.
Позирование не стало ее профессиональным занятием — скорее, необычным опытом. Сама Яна училась в художественной школе, хотелось вернуться в артистическую среду.
"Художники по отношению к натурщицам ведут себя максимально корректно: ни преподаватель, ни студент не имеют права прикасаться к натуре, все объясняют на словах", — пояснила Янина.
Впрочем, зарабатывать на этом невозможно: ставка натурщицы очень мала, хоть и есть увлеченные представители профессии, которые сделали позирование источником заработка.
"Но мне через какое-то время стало скучно, я прихожу и позирую два-три часа в день. Какое-то время ты витаешь в своих мыслях, но вскоре это надоедает", — рассказала Яна о том, почему завершила карьеру натурщицы.
Фотограф: могли бы привлечь за хулиганство
Фотограф Марина Серебрякова занимается не только ню-фотосъемкой и уверена, что работа с обнаженной натурой мало чем отличается от обычной фотосессии. Разве что модель неопытна, и тогда нужно время на то, чтобы расположить человека к себе. Первые полчаса на удачные кадры можно не надеяться, дожидаясь, пока установится доверие между фотографом и моделью.
"Скабрезные истории — это, в основном, домыслы. Двусмысленных ситуаций ни в моей, ни в практике моих коллег, не было. Скорее, случались забавные ситуации: вот мы с моделью утром идем в магазин за нижним бельем, вот — блуждаем по парку в неглиже", — рассказала фотограф.
Хоть Серебрякова и старается выбрать для ню-фотосессий наименее людные места, от посторонних взглядов укрыться непросто. Одну фотосессию проводили ранним утром в парке, и все равно встречали прохожих — модель приходилось прикрывать тканью.
"А однажды устроили фотосъемку в районе Тракторного завода, и хоть можно предположить, какими взглядами нас окидывали, девушка была непробиваема. Впрочем, если бы проходила милиция, нас, очевидно, могли привлечь за хулиганство", — вспомнила Серебрякова.
Фотограф рассказала, что ню-фотосессии — женская доля, среди мужчин подобные съемки менее популярны.
"Если мне пишет парень с просьбой о ню-фотосъемке, велик процент вероятности, что следующим вопросом будет "а поснимаете нас вдвоем с девушкой"? Терпеливо объясняю, что изготовление порнографии — это статья, на сим все вопросы прекращаются", — учит Марина особенностям работы с навязчивыми клиентами.
Фотограф признает, что в этой сфере есть место и мужскому шовинизму — многие фотографы считают, что снимать ню может только мужчина. Мол, иначе модель не сумеет полностью раскрыть "женскую энергию".
"Важно, чтобы совпадали модель и идея. Если мне нужна идеальная модель в вакууме, ищу высокую блондинку, если идея съемки нестандартна, и модель нужна такая же. У меня есть модели, которым могу написать: пойдем на заброшенный завод, повисишь голая на люстре. А есть те, кто может только постоять у бутафорского камина с цветами", — заключила фотограф.
Модель ню: оберегать личное пространство
Модель Маргарита вспоминает, что первая ее ню-фотосессия прошла почти пять лет назад, и до сих пор она отдает предпочтение подобным съемкам.
"К съемке, на мой взгляд, нужно готовиться и психологически, и физически — за день-два я начинаю думать, съесть ли мне лишний кусочек шоколадки или положить его обратно. Плюс, необходимо найти контакт с фотографом, в задачу которого входит расположить к себе модель, настроить на съемку и создать комфортные условия работы", — рассказала модель.
Маргарита рассказывает, что старается работать с профессионалами своего дела, с которыми может быть уверена в результате.
"Для меня очень важен эмоциональный контакт, общение, которое позволяет расслабиться и максимально комфортно провести съемку, ведь если человек тебе интересен — это будет видно во взгляде, эмоции отражаются и на лице", — считает модель. "Соответственно, я не буду работать с тем фотографом, с которым мне не удалось наладить контакт, либо мне не интересна идея съемки", — объяснила она.
Маргарита признает — поначалу столкнулась с осуждением, но решила оберегать личное пространство от нежелательных вопросов и продолжила съемки. Для нее это — часть самовыражения и творческого развития.
"Женщины всего мира ежедневно задумываются над вопросом о том, насколько они красивы, и ищут подтверждения этому на фотографиях, стремясь запечатлеть временность своей красоты, которая в свое время пройдет", — пояснила суть фотосессий ню-модель.