МИНСК, 5 авг — Sputnik. Ситуация вокруг коммерческих организаций, вымогающих с ритейла деньги на "курсы по защите прав потребителей", складывается угрожающая, заявила в МПЦ Sputnik Беларусь исполнительный директор Ассоциации розничных сетей Татьяна Закжевская.
В ходе круглого стола о "потребительском экстремизме" и проблемах взаимоотношений между ритейлерами и покупателями эксперты подняли серьезный вопрос: оказывается, многие организации, якобы занимающиеся защитой прав потребителей, попросту вымогают у администрации магазинов деньги.
Общественные объединения или коммерсанты?
"Общество защиты потребителей не в праве осуществлять проверки и контроль сферы торговли, этого права мы были лишены давно. Однако 17 коммерческих организаций в форме ООО зарегистрировались в Минске, используя в своем названии слово "потребитель". Непонятно, как они прошли через отделы регистрации исполкомов. И целью деятельности этих предприятий является вот что: заходить в торговые субъекты, находить просроченный товар и дальше предлагать ритейлерам какие-то "семинары по соблюдению закона о защите прав потребителей", — отметила замглавы Белорусского общества защиты прав потребителей Тамара Бельская.
При этом, подчеркнула Бельская, подобные шантажисты не имеют никакого отношения к Обществу по защите прав потребителей.
"Одни коммерсанты обманывают других", — констатировала она.
Миллионные обороты шантажа
Представитель Ассоциации ритейлеров подчеркнула: с проблемой вымогательств под предлогом защиты прав потребителей они обращались и в Генпрокуратуру, и в КГК, и в министерство торговли.
"Три года назад Ассоциация буквально томами носила информацию по вопросам деятельности таких общественных объединений в министерство торговли. На тот момент мы видели, что есть 12 общественных объединений, связанных с защитой прав потребителей. Половина из них, в том числе и Белорусское общество защиты потребителей, действительно занимаются защитой прав. Они не вымогают деньги, но есть и другие — у них миллионные обороты (долларов — Sputnik) по республике", — подчеркнула Закжевская.
Руководитель Ассоциации подчеркнула: несколько лет назад люди, не стесняясь, принимали деньги на общественные объединения, при которых были свои коммерческие организации.
Рассказала Закжевская и о "правилах игры" подобных шантажистов.
"Бывает, что и находят упаковки, и "вбрасывают" просроченный товар. Эти люди уже давно поделили районы Минска, между ними уже есть отдельная конкуренция. А сейчас такое идет и в регионах. Обычные покупатели обращаются в администрации магазинов, и те сразу реагируют. Ведь проходят сумасшедшие объемы товаров, и что-то проскакивает. И администрация всегда готова заменить товар на нормальный", — отметила эксперт.
Другие же предлагают выбор: или жалоба в санстанцию и Минторг, или образовательные курсы, которые стоят от 75 рублей до нескольких сотен. И эти организации, подчеркнула Закжевская, вышли именно из общественных объединений.
"Многим директорам понравилось"
Министерство торговли в курсе подобной практики и целой машины по "раскручиванию" ритейла на деньги.
"Вы сами порождаете такую ситуацию, даете почву для их роста. Не обвиняйте общественные организации. Наведите порядок в магазинах в первую очередь. Конечно, никто и с шантажистами мириться не будет. Мы сами обращались к прокурорам и в министерство юстиции, так как сами не можем контролировать работу общественных объединений", — рассказала начальник управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой Минторга Ирина Барышникова.
При этом, сообщила представитель министерства, многие директора магазинов после таких "образовательных курсов" оставались довольны. Но Минторг все равно ведет переговоры с Минобразования о том, чтобы как-нибудь регламентировать деятельность подобных структур.