Норвежец Мортен Тильдум экранизировал когда-то гангстерский роман своего земляка Ю Несбё "Охотники за головами" и прославился. Затем отметился в Британии фильмом "Игра в имитацию". После чего норвежский режиссер получил в распоряжение сумму, превосходящую годовой бюджет почти любой африканской страны, на съемки фантастического блокбастера "Пассажиры".
Золотое сияние чистого бренда
И вот сидите вы в зрительном зале, а перед вами — космос. Красивый, хорошо прорисованный. И летит по этому космосу дирижабль — не дирижабль, но что-то такое интересное и заковыристое. И тут в него врезается страшный-страшный астероид. И грохот раздается — бу-бух! И вспышки такие красивые на пол-галактики…
Движется вся эта конструкция на далекую зеленую планету. Лететь еще почти сто лет. На борту — пять тысяч пассажиров. Все спят.
А мы оказываемся на борту космического корабля. И там — нет, не приборные панели, не грохот механизмов. Там — интерьеры. Вернее, даже Интерьеры. С большой буквы. Модные стеклопанели, 3D-окна и прочие оригинальные дизайнерские решения. И блещут эти Интерьеры чистотой небывалой, как в казарме после ПХД по случаю приезда генерала. И даже еще чище. И роботы-уборщики шуршат по люминесцентным половицам, за пылинками охотятся.
Еще на борту есть гаджеты. Вот, пожалуйста, голографическая панель информации. Да еще и разговаривает, а вот всякие ультратонкие чудеса электроники. Разобраться в них несложно — знай, води по экрану пальцем. А вот, в шлюзовом отсеке скафандры расставлены — как манекены в модном бутике. И фонтан бьет посреди корабля. И еще бассейн есть, а вы как думали?
Забегая вперед, скажу, что интерьеры и гаджеты и есть главные герои фильма. Художественная задача была явно не объяснить чудеса науки и даже не рассказать интересную историю. Что вы! Зато вы посмотрите, как выгодно выглядит тот или иной элемент декора в том или ином ракурсе. Пытливый глаз рачительного хозяина заметит в "Пассажирах" много ценных деталей. Владельцы элитной недвижимости найдут здесь ответ на вопрос — как обставить загородный дом. Или офис.
В общем, смотришь этот фантастический блокбастер и будто каталог интерьеров листаешь. Ну, и на самом деле, что тут душой кривить — большой рекламный ролик перед нами. Этакая выставка достижений высокотехнологичного хозяйства. А иной раз вползает в кадр бренд, блеснет на нем ненавязчиво искорка, как на белоснежных зубах супергероя.
Потом, конечно, сбегутся китайские товарищи, наделают штамповок на своих 3D-принтерах. Но пока перед нами незамутненное контрафактами золотое сияние чистого бренда.
Повороты сюжета
А что же история? Есть ли она? Интересная ли?
История — есть. Но лучше ее, скажу сразу, вовсе не знать. Она настолько проста, что отчетливо видна ее второстепенность. Вот на 90 лет раньше срока просыпается мускулистый красавец-пассажир Крис Пратт. Раскрывает ресницы и красотка в исполнении Дженнифер Лоуренс.
Как и положено в ультрамодных интерьерах, девушка — этакая глянцевая кукла-мукла, блондинка Барби. Мордашка милая, в голове розовый сквозняк. Хотя по сценарию героиня — писательница, ни одной умной мысли в ее исполнении не звучит.
Между очнувшимися происходит любовь-морковь в интерьерах. На ней ваш покорный слуга грешным делом заснул. А потом чудо-корабль с интерьерами стал отчего-то разваливаться. И герои бросаются его спасать. Тут уже стало не до сна.
Не думайте, что это спойлер. Вся эта история представлена в трейлере. Никаких других сюжетных сюрпризов нет.
На лабутенах, ах!
Научная фантастика, к которой каким-то боком относятся и "Пассажиры", всегда славилась множеством технических подробностей. Этим же и отпугивала дам и гуманитариев.
Но в обозреваемом фильме никакого технологического "занудства" нет и близко. Все решают гаджеты. Не надо разбираться в сложных устройствах, паять проводки. Достаточно нажать на том или ином модном устройстве правильную кнопку, и проблема, в общем-то, решится сама собой.
Обращение авторов с реалиями далекого космоса, конечно, достаточно вольное. Вот пробита обшивка звездолета, и драгоценный воздух год за годом утекает в вакуум. На самом деле, конечно, любой физик скажет, что полная утечка воздуха — вопрос нескольких минут, если не секунд. А вот герои пытаются заткнуть пробоину чуть ли не пальцем. И — ах! — не помогает. Что делать? Надо поискать в гаджетах правильные кнопки! Да!
А вот героиня идет вся такая — на шпильках. А потом — раз! — и уже в скафандре. И такое ощущение, что и в нем она тоже — на лабутенах своих. А вот герои пытаются заняться любовью в скафандрах же. И что-то не получается у них.
В общем, кто тут ругал Ф. Бондарчука за то, что у него пушки из-за угла стреляют? Тут такой "артиллерии" столько, что любого отечественного фантазера гарантированно будут брать завидки.
Впрочем, не человеческое это дело — возиться с железяками. Да и вообще работать. Человек плещется в бассейне, грустит у фонтана. И единственная его проблема — поиск правильной кнопки в гаджете.
Вкалывают роботы
В общем-то, эта деталь очень многое говорит о новом поколении зрителей. Зачем что-то знать, что-то уметь? Перед нами — точная иллюстрация старой песни из фильма "Приключения Электроника": "Вкалывают роботы, счастлив человек".
Кстати, показательно, что ни одной книги (даже электронной) на экране не появляется. Зато есть бар с сорока сортами виски и барменом-андроидом. Есть богатый гардероб с одеждой и аксессуарами на все случаи жизни.
Это в старой кинофантастике герои спасали вселенную, творили добро и боролись со злом. В "Пассажирах" глянцевые Барби и Кены борются за то, чтобы и дальше потреблять себе вволю.
И вот интересно, если этот фильм будут пересматривать через пятьдесят лет, что будут думать о нас? Дай Бог, чтобы наши потомки благосклонно посмеялись над глупыми и ленивыми дедушками-бабушками в окружении умных предметов, которые к тому времени уже станут безнадежным старьем.