На стенде Академии наук на выставке TIBO стоят два робота: один из них общается с публикой и рассказывает анекдоты, другой призван продемонстрировать творческий подход сотрудников академии к работе.
"У нас такой на корпоративе был!"
Первый – это промобот, его придумали в России. Некоторые посетители выставки, которые мимо него проходят, узнаю в нем робота, какого их компания приглашала на корпоратив. Промоботу не привыкать здороваться, отвечать на вопросы и иным способом развлекать публику, которая смотрит ему прямо в дисплей.
Промобота купила себе Академия наук, чтобы усовершенствовать. Их робот по корпоративам не ездит, его изучают, чтобы сделать собственного – только лучше.
"При хорошем подходе можно перещеголять промобота", – убежден заведующий лабораторией робототехнических систем Объединенного института проблем информатики НАН Беларуси, инженер-программист Григорий Прокопович.
Пока что робот от Академии наук, на которого ушло четыре месяца работы 3D-принтера, скромно стоит в сторонке. Он может двигаться, но движения простые и пока что публику не впечатлят. Авторы разработки надеются: когда робот будет готов, он сможет не просто руку посетителю пожать, но и стакан воды подать. Почему не показывают хоть и несовершенные навыки робота сейчас?
"Всегда привожу такой пример. Когда ребенок идет в школу в 6-7 лет, он уже все умеет, но до этого он делал неловкие движения, и мы его прощали. А роботу никто не прощает, если он что-то разобьет, ответственность понесет его владелец", – поясняет Григорий.
Именно поэтому команда из трех человек сначала моделирует его движения в виртуальном мире и, когда там у него все получится, перенесет все в реальность.
"Прямо сейчас мы можем подвигать по степеням свободы, но чтобы он двери открыл, кружку взял, для этого нужно еще работать", – говорит программист.
Мне такого же, но с большей свободой движений
Этим роботом начали заниматься летом. Тут десять килограммов пластика, четыре месяца работы принтера, плюс монтаж – вот и ушло восемь месяцев. Можно просто взять и повторить промобота, это не так сложно, как разработать собственного робота. В Китае, к примеру, сумели повторить его, но весьма специфическим образом.
"В Китае сделали похожую штуку за три месяца, но этого захотел глава компартии. Бросили 40 инженеров и дизайнера на эту задачу. Не ели, не спали и сделали. Сравните эти ресурсы с нашей маленькой группой, которой нужно есть и свои проекты делать", – поясняет собеседник Sputnik.
Позывные у белорусского робота уже есть – его называют Ньюмэном.
"Мы его позиционируем как сервисного робота. Как бы хорош ни был промобот, он не может подать кружку воды, а мы хотим, чтобы кружку воды подал", – говорит Григорий.
Как робот подает кружку воды, можно будет посмотреть ближе к зиме, но это неточно, и вот почему.
"Когда белорусы сделают антропоморфного робота? Вопрос неправильный. Чтобы сделать второй промобот, нужно 40 инженеров, как мы выяснили, а если речь идет о новой задаче, то это уже творчество. Нельзя Пушкина было под дулом пистолета заставить поэму написать", – шутят разработчики.
На днях в лабораторию Григория должны прийти новые аспиранты и магистранты. Он разделит среди них задачи. Кто-то справится, кто-то схалтурит. Так по частям и будет собираться робот.
Об этике и правилах существования робота среди людей разработчики пока не говорят, потому что рано, ведь не создан еще тот искусственный интеллект, о котором писал Айзек Азимов.
"К примеру, интернет уже придумали, и теперь мы можем поговорить о правилах. Например, как не допустить, чтобы дети видели плохую рекламу. Придумали Google Family. А когда еще нет позитронного мозга, о котором писал Азимов, можем только фантазировать. Когда у нас будет позитронный мозг, будем говорить", – считает разработчик.
Такими творческими проектами в Академии наук занимаются, пока не получают заказ на более серьезные. Некоторые идеи рождаются случайно, пока ведется работа над основным. Так, например, сделали робота-бармена. Выглядит он просто, но умеет смешивать жидкости в стаканчике и после небольшой доработки сможет переливать их в бокал посетителя.
А пока белорусские ученые продолжают работать с Ньюмэном, посетители выставки тестируют промобота, как будто он "Алиса": "Как тебя зовут?", "Как твои дела?" Промобот не выдерживает и говорит: "Вы, наверное, женщина – задаете слишком много вопросов!"