В репертуаре минских театров совсем немного спектаклей для детей. Особенно их мало для мамочек, которые еще не вышли из декрета и начинают сознательно приобщать к прекрасному своих слегка подросших чад. Да и тем, кому 6 и старше, тоже требуется полноценный сценический продукт — не все же им смотреть мультики, которые давно знают наизусть.
Театр — это всегда игра. Иногда не менее увлекательная, чем компьютерная. Да еще место непосредственного контакта разных людей. На других посмотреть и себя показать. Чем могут порадовать театры наших детей?
В Большом театре оперы и балета качественные яркие "Щелкунчик", "Золушка", "Маленький принц" давно стали подарочными приглашениями для семейного просмотра. Спектакли-балеты оживят в воображении ребенка мудрую приключенческую историю о дружбе, с которой они наверняка знакомы по фильмам и утренникам, но не ожидали, что ее можно не рассказать, а станцевать. Беспроигрышный вариант для тех юных зрительниц, которые втайне мечтают о карьере балерины.
Театр им. Янки Купалы сейчас настолько увлечен серьезным репертуаром, что ему некогда думать про детские утренники и озорство в его академических стенах. Ни одного спектакля для детей в афише.
Парочка симпатичных сказок была в Театре им. М. Горького. Особенно хороши "Волшебные кольца Альманзора". Ведь в сказке оживают и разговаривают предметы, вещи, животные. Но наш Русский театр в связи с предстоящим ремонтом переселяется на сцену Дворца профсоюзов. Им в ближайшее время не до сказок.
Театр-студия киноактера выпустил премьеру "Алиса в Зазеркалье". История хорошо известная и любимая не одним поколением. Кое-что новенькое и увлекательное придумали здесь режиссер и киноартисты. Интрига выстроена мастерски и держит в напряжении весь спектакль.
Еще одну зарубежную историю, только в виде балета, предлагает Музыкальный театр. Называется премьера "Джеймс и Персик-великан". Может быть, вы читали повесть Роальда Даля "Чарли и шоколадная фабрика"? На Западе эта книга очень популярна. У нас история Джеймса звучит и танцуется впервые.
Наконец-то целый букет спектаклей по известным детским книжкам выплеснул Государственный театр кукол. В мае-июне у него практически ничего нет для взрослых, которых он затягивал к себе по вечерам. Для возраста (0+) предназначены "Кот в сапогах", "Морозко", "Красная Шапочка", "Пеппи Длинныйчулок", "Таинственный Гиппопотам", "Волк и семеро козлят".
Озорство и обмен энергетическими потоками между артистами и малышами вас порадует. Тем, кто пошел в школу, будет интересно посмотреть "Волшебную лампу Аладдина", "Малыша и Карлсона, который живет на крыше", а также совсем новую историю "Мальчик, который плавал с пираньями".
Появилось у театра и совершенно особое предложение "Пушкин. Очень маленькие трагедии" (премьера — 28 мая). Возраст указан (16+). Думаю, что премьера вызовет много разных мнений. Большой выдумщик и экспериментатор главный режиссер театра кукол Алексей Лелявский наконец-то осел в родном Минске. Последнее время он активно ставил спектакли в России и Польше. Там участвовал в фестивалях и получал театральные премии и вот сейчас пошел на эксперимент, который требует обстоятельного разговора. На программке перечеркнул Пушкину лицо, а сам условно переоделся в Пушкина, предложив зрителям внимательно слушать прекрасные классические стихи. Напомним, что в словаре великого поэта 80 000 слов!
Четыре истории: "Скупой рыцарь", "Моцарт и Сальери", "Каменный гость", "Пир во время чумы" – во все времена, на разных сценах и в кино разрастались из маленьких трагедий в очень большие полотна. Лелявский пошел обратным путем. Он сократил их до предела, а именно – до очень маленьких трагедий. Для этого выделил главные грехи людей — скупость, зависть, похоть, богохульство. Это будет написано крупно, ярко, пока не пойдет рассказ. Пусть не отпугивает жанр — трагедии. У нас принято смешить людей и смеяться вместе с ними. В спектакле многое серьезное подано с помощью режиссера Лелявского, сценографа Татьяны Нерсисян и актеров через смех, иронию, гротеск. Есть детскость в поведении и характере тех, кто работает с куклами.
Оформление скромное — сверху спустится палка-качели на веревках. На ней действие и происходит. Человечки разговаривают. Домики-макеты появляются. Актеры (их всего четыре) не прячутся за ширму, открыто водят кукол.
В "Скупом рыцаре" никаких примет эпохи феодального Средневековья. Белый пушистый хомячок с выразительной мордой в руках Владимира Громовича превратится в вялого, никому не страшного Барона, и зазвучит монолог о власти денег.
Вторая история "Моцарт и Сальери" о двух сынах гармонии широко известна и разыграна крупными кукольными головами.
В третьей трагедии "Каменный гость" — тема, популярная в мировой литературе – легенда о Дон Жуане. Здесь появляется ростовая кукла. Ее водят сразу два артиста.
Четвертая часть — "Пир во время чумы" — перенесена в стены ремонтируемого храма. Без кукол. Актеры в одежде современных работяг.
Режиссер не делает скидки на сложность языка трагедий. Пусть дети слышат слова, которых они никогда не слышали. Пусть слушают мелодику пушкинской строки о гениях и бездарностях, психологии человеческих страстей.
Если постараетесь прийти семьей в хороший выходной день, почувствуете, что беззаветная дружба, честность и бескорыстие по-прежнему в цене. Возможно, школьник, не понявший спектакль (такое возможно), захочет почитать Пушкина в толстой книге собрания сочинений. Если такое детям не понравится, ведите их в цирк. Это беспроигрышный вариант. Хотелось бы, чтобы, выйдя после спектакля для детей, вы стали лучше понимать своего ребенка.