В обычных театрах детские спектакли играют взрослые артисты, предназначая их маленьким зрителям. В театре, о котором мы вам расскажем, все наоборот. Дети играют для взрослых. И даже предлагают родителям приводить с собой трудных подростков. Этот необычный коллектив называется Семейный инклюзив-театр "i". Он выпустил спектакль "Восемь чувств, или рождение человека". У театра интересные истоки.
Вообще, семейными полагается быть театрам юного зрителя, которые придумала когда-то советская власть, заботясь о просвещении юного поколения. Когда их придумывали, предполагали, что там должны с пользой проводить свободное время дети с родителями. Играть, общаться с друзьями, получать подарки, смотреть спектакль, из которого извлечь воспитательную пользу.
На практике такая идея осуществлялась не всегда. ТЮЗы, как и театры кукол, становились обычными театральными коллективами. С той лишь разницей, что их продукция предназначалась не столько взрослым, сколько детям.
Попытку по-настоящему стать семейным театром сделал наш белорусский ТЮЗ, когда им руководил режиссер Андрей Андросик. Он оставил театру такую заповедь:
"Порой кажется, что чувства добрые в людях умирают, так и не развившись. И так важно предусмотрительно думать о том, что должно войти в душу человека, пока он еще ребенок. Как сохранить себя, как не сдаться на волю обстоятельств?"
Те немногие работы, которые Андросик осуществил в ТЮЗе, отмечены переизбытком благородных людей. Он любил эту особенность и в чужих спектаклях, потому что запомнил, читая К. С. Льюиса: "На одного ученика, которого надо спасать от сентиментальности, приходится минимум три, которых нужно спасать от бесчувственности". По нашим подсчетам их, бесчувственных, уже не три, а тридцать три...
Театр обязан воспитывать доброту, сострадание, чувство собственного достоинства. Воспитание доброты, отзывчивости, сопереживания стало насущной проблемой. Детские книги и искусство наших дней постыдно растерялись в предложениях идеала для подражания. Подростки давно живут миром взрослых.
Частично добровольно, а частично принудительно через культпоходы, минские школьники приобщаются к искусству прекрасного с помощью ТЮЗа. Здесь им рассказывают сладкие сказки и почти ничего про настоящую мужественную полную противоречий большую жизнь, где они преодолевают трудности рядом и наравне с взрослыми.
Для этого и репертуар надо подбирать особый, чтобы было одинаково полезно и интересно взрослым и детям. Ответ был найден в самом этом словосочетании: на сцене тоже должны быть взрослые и дети. Не тети, изображающие детей, а сами ребята — такие, какие они есть. Неумелые, решительные или пугливые — словом, естественные. Впрочем, с небольшой актерской подготовкой. Совсем небольшой, чтобы не копировать взрослых.
Уже много лет в нашем ТЮЗе играется такой спектакль "Поллианна". Это особый спектакль в репертуаре театра юного зрителя. Он для семейного посещения. В нем дети играют рядом с профессиональными актерами.
Девочка Поллианна, вдоволь хлебнувшая несчастий и бедности, предлагает всем желающим включиться в игру под названием "Радость". Всякое событие может дать повод для уныния и пессимизма, но его надо повернуть и осмыслить так, чтобы не огорчаться и извлечь крупицы пользы, обязательно скрытые в нем.
Актерам играть вместе с детьми особенно трудно: на фоне детской естественности даже проверенное мастерство может показаться фальшью. Отношения должны выстраиваться так же убедительно, как в жизни. Обманы и пристройки не пойдут.
У нас, взрослых, не очень-то принято подчиняться детям и иногда признавать их правоту. Отличительная черта названного спектакля состоит в том, что во взрослом мире именно дети задают тон и способны кое-чему научить. Они растапливают лед отчужденности, замкнутости, самоуверенности и самодостаточности.
"Поллианна" — пронзительная работа о торжестве бескорыстия и необходимости взрослых кое-чему учиться у детей. Например, умению прощать и не мстить за причиненное зло. Умению жить и действовать вместе, подпирая плечом друг друга: "Папа, мама и я учимся вместе".
Сегодня часть создателей тюзовского спектакля ушли в самостоятельный социальный частный проект — Семейный инклюзив-театр "i", который базируется при Доме ветеранов, а спектакли играет на больших площадках Музыкального театра и Дворца профсоюзов. Продюсер этого проекта Леонид Динерштейн вместе с режиссерами Ириной Пушкаревой и Геннадием Фоминым выводят на сцену десятки детей, в том числе находящихся в состоянии аутизма.
Минские школьники, "особые дети" и волонтеры работают в дружной связке. Сами придумывают сюжет, играют роли, поют, танцуют. Школьница Злата Залесская в ТЮЗе все еще играет "Поллианну", а в новом спектакле "Семейного инклюзив-театра" девочку на яблоне. Преемственность очевидна. Воедино соединились воспитательные, образовательные и медицинские задачи. Дети учатся вокалу, танцу, актерскому мастерству и опеке над слабым. Напомню, что аутизм — замкнутая внутренняя жизнь. Здесь же тебя берут за руку и открывают особый мир эмоциональных переживаний.
Спектакль "Восемь чувств, или рождение человека" предлагает погружение в мир фантазий. Мальчик-подросток, которого ведет за руку Девочка на яблоне, начинает знакомиться с Грустью, Страхом, Злостью, Обидой, Радостью, Удовольствием, Интересом, Любовью. Хотя, скорее всего, чувств здесь не восемь, а значительно больше.
Экран увеличивает детские лица. Проникновенно звучат их монологи. Простая, мелодичная, немного грустная музыка композитора Романа Мякотных объединяет спектакль. Приложил руку к действу хореограф Денис Дадишкилиани. И нет ничего назидательного. Следует лишь открыть глаза и попытаться хоть на мгновение вернуться в безоблачный, полный ярких красок мир детства, когда все трудности казались преодолимыми, все люди — добрыми, а будущее — прекрасным. Пусть это только сценическая игра со зрительным залом, но так театр дает настоящий урок доброты.