Трудно представить репертуар белорусских театров без произведений французских, итальянских, испанских, немецких, шведских драматургов, писателей — классиков и современников.
Театр — искусство игры. Здесь свои лидеры и "коты в мешке". Мольер, Шекспир, Лопе де Вега и даже Камолетти — всегда выигрышные авторы. Что-то интересненькое. А вот на какого-то Дидье Карона, Элиса, Луи Вернея публика может не пойти. В Европе они известны, а у нас были лишь разовые, не слишком удачные спектакли.
Некоторые работы по пьесам иностранных авторов называют "буржуазным театром". Обычно это крепко и смешно скроенная пьеса с неизменно радостным финалом. У них там все мадам, месье, леди, сеньоры, легкая жизнь и любовные приключения. Среди этих выигрышных для театральной пьесы авторов попадаются очень серьезные, не всегда понятные, с глубокими мыслями о жизни.
Например, купаловцы ставили Витольда Гомбровича и Августа Стриндберга, ирландцев Мартина Макдонаха и Брайана Фрила, немцев Георга Бюхнера и Пауля Барца. Даже Эрик Эмманюэль Шмитт — драматург у нас не слишком популярный, хотя две его пьесы идут сейчас в Минске. Не будем трогать американцев Раджива Джозефа — финалиста Пулитцеровской премии, и сценариста Фредерика Строппеля. Их творчество заинтересовало Центр "Арт Корпорейшн" и Новый драматический театр.
Критикам спектакли понравились, хотя публика несколько насторожилась. И напрасно, потому что хорошие артисты, режиссер и сценограф из любого малоизвестного текста могут сделать вполне европейский продукт. И стоит освобождаться от влияния массовых поп-образов на подсознание зрителя.
Две премьеры театра им. Горького
Последняя премьера Национального академического драматического театра им. Горького — "Оскар и Розовая дама". История десятилетнего мальчика, больного раком, которому жить осталось 12 дней. Замечательная сиделка — Розовая дама — наполняет последние дни жизни Оскара смыслом, коротким счастьем, надеждой. Делает она это фантастически, потому что играет Народная артистка Беларуси Бела Масумян с полным знанием и пониманием ситуации. Сама через подобное прошла.
Молодая режиссер Виталина Бидюк свой дипломный спектакль не только придумывала, но и проходила мастер-класс у прекрасной актрисы.
В этом же театре месяцем раньше появилась лирическая комедия "Девичник" по произведению современной американской писательницы Лоры Каннингем.
Красивые актрисы, роскошные платья, много цветов и бутафории, песен, шокирующих откровений и даже музыкальная рок-группа театра. Есть на что посмотреть.
Раскрыть скобки
Международный театральный проект HomoCosmos представил серию спектаклей, центральная тема которых — Человек, его Тело и телесность, поиск себя в пространстве и времени, внешний и внутренний. Проект раскрывает скобки, позволяя тому, что скрыто в них, — табу — стать темой обсуждения, открытой дискуссии, инициированной актерами на сцене.
Свежая премьера "Увидеть розового слона" — творчество эстонского драматурга Пирет Яакса и эстонского режиссера Калева Куду. Спектакль оформлен и сыгран командой белорусских артистов. Получилась работа в духе современных европейских тенденций.
Поверхностный взгляд на историю розового слона сводится к тому, что нам рассказывают о судьбе алкоголика. То, что эта страшная болезнь способна разрушить личность человека, не требует доказательств. Театральный проект резко и сознательно ушел от житейской бытовой правды в философскую тему распада личности. Пожалуй, в наших театрах и на киноэкране не найдется актера, который бы достоверно, в узнаваемых деталях, в юморных и трагических подробностях не смог бы сыграть алкоголика. Сколько их в пьесах и сценариях! Но в данном случае благодаря эстонской пьесе и эстонскому режиссеру произошло погружение не только в социальную проблему. Понадобилось скрупулезное исследование психологии человека, которое не вписывается в рамки привычной художественной формы и проверенные критерии.
В этом авангардном спектакле многое шокирует и восхищает. И в первую очередь благодаря работе актеров.
Купаловский актер Иван Трус работает не только с телом, а со словом и мыслью. Он может менять отношения с миром через телесность. Может — через паузы. В партитуре "Розового слона" много пауз. Взять начало спектакля. Публика еще рассаживается, а спектакль уже начался. Трус не произносит ни одного слова 5-10 минут. Он передвигает предметы, пьет, устанавливает бутафорию, мычит в микрофон. Оторваться от этого действа уже невозможно, потому что актер лихорадочно, по законам психологического театра прокручивает в себе поток мыслей. И зритель в это включается. Актер заставляет нас не ждать реакций, а ждать понимания. Не смеяться, не плакать. Молчать.
Две любящие женщины надеются на счастье. Так хочется верить искренним словам героя: "Мы переедем. Прочь от слонов и воробьев во дворе. У нас будет ребенок, и дом у моря. Я понесу тебя на руках в нити золотого дождя, и твое платье будет золотисто-желтым…"
Но верить не стоит. Банальный любовный треугольник оборачивается своей самой неожиданной стороной — не трагедией, не разгаданными мечтами, а уходом в бездонность Космоса.
В отличие от спортивных игр, в театре не определяют призовые места. Спорт конкретен. Искусство неумолимо и не измеримо. Кому-то нравится. Другой отвернется. Все зависит от эстетического вкуса и интеллектуального уровня, хотя тут и там очень важно человеческое тело.