Проводники, в отличие от стюардесс, не всегда запоминаются пассажирам безукоризненной вежливостью и сверкающей улыбкой: все потому, что зачастую они проводят не одни сутки с грубыми или капризными пассажирами, неконтролируемыми детьми, любителями спиртного, "умниками", "колхозниками" и не только.
Как вести себя в вагоне поезда? Проводники рассказали Sputnik Беларусь, что выводит их из себя в работе, а также в поведении пассажиров и коллег.
Воруют все, что не прибито
Пассажиры очень часто тащат из поездов все, что плохо лежит: подстаканники, полотенца, даже одеяла и, конечно, постельное белье. Вообще почти все, что связано с постельным бельем в поезде, бесит проводников: когда пассажиры не сдают его; когда не могут определиться, нужно ли оно им; когда скандалят по поводу его цены и того, включено ли оно в стоимость билета.
Курят в тамбурах
Курение в вагонах поездов категорически запрещено с 27 июля, и пассажиры (но не проводники) люто негодуют по этому поводу. Раньше в международном поезде на территории Беларуси разрешалось курить до выезда за границу, и проводников всегда бесили самые предприимчивые курильщики, которые выпрашивали разрешение на исключение для них "за шоколадку".
Такое прошло бы 10 лет назад, но сейчас по вагонам с видеорегистраторами (!) ходят начальники поездов и проверяющие. Проводников бесят все курящие пассажиры: как те, что нагло курят прямо под запрещающей табличкой, так и остальные – которые прячутся между вагонами. Спасибо, хоть в туалетах не курят (наверняка не стесняются, а просто видят пожарные датчики).
Лезут в душу
Зачастую проводник – это бесплатный психолог: одинокие (и нетрезвые) пассажиры постоянно норовят втянуть нас в задушевную беседу или поговорить "за политику". Хуже только, когда лезут в душу вопросами в стиле "А сколько вам платят?" или "А муж против такой работы? У вас, наверное, никакой личной жизни нет".
Любят выпить
В поездах часто ездят мужчины с работы вахтовым методом. После посадки такие господа, конечно, начинают втихую выпивать. Их очень непросто разбудить потом при пересечении границы; сложнее разве что отмыть купе после такого путешественника.
Неконтролируемые дети в группах
Одна из самых стрессовых и нелюбимых проводниками категорий пассажиров – дети, которые едут куда-то группой. Оторвавшись от родителей, они делают все, что хотят: мешают другим пассажирам своим галдежом, обмазываются какой-нибудь пастой, которую потом не отмыть от стен, повсюду разбрасывают мусор.
Кроме того, проводники панически боятся возможных инцидентов: сопровождающему иногда глубоко наплевать, чем заняты дети, которые в тот момент могут носиться по коридорам и тамбурам, висеть вниз головой на верхних полках. А проводники наблюдают и молятся, чтобы никто не разбился.
Пассажиры, которые капризничают
Капризные пассажиры, которые оторвали от сердца смешную сумму на билет в плацкартный вагон, зачастую страдают от дефицита внимания. Они убеждены, что проводник должен обеспечить максимальный комфорт в поезде именно им и никому больше.
К примеру, летом такие возмущены всем, что связано с кондиционерами. Делятся обычно на три типа: "слишком сильно шумит – выключайте", "меня всегда продувает под кондиционерами – выключайте тоже" и "включите немедленно – в вагоне нечем дышать".
"Колхозники"
Людей, выехавших из глубинки, проводники всегда идентифицируют с первых минут и стараются инструктировать (порой многократно) относительно всего, что может вызвать их затруднения.
Пожалуй, самая большая беда в том, что такие пассажиры абсолютно не представляют, как пользоваться биотуалетами: постоянно забивают их предметами личной гигиены и самым разным мусором. В результате туалет выходит из строя, а вагон идет до пункта назначения, представьте себе, без него.
"Умники"
Проводникам нередко приходится общаться с пассажирами типа "я все знаю, я уже ездил, я умнее вас". Сперва они грубо отказываются от советов, а потом можно наблюдать, как их высаживают из поезда на приграничных станциях.
Они везут с собой сало или мясо, запрещенные медицинские препараты, у них нет какого-нибудь документа – страховки, например, или разрешения на вывоз из страны ребенка. Печально, что в итоге именно проводники остаются виноваты.
Смельчаки
Проводники всегда очень нервничают, когда самые бесстрашные пассажиры уходят далеко от поезда на остановке, которая длится не больше десяти минут: им жизненно необходимо купить что-нибудь в магазине, перейти еще пяток путей или даже пролезть под стоящим поездом.
Такие пассажиры нередко остаются на станции в спортивных шортах, без паспорта и с одним только портмоне, а поезд уезжает без них. Потому проводники больше любят направления с пятиминутными стоянками: здесь "загонять" в вагоны приходится только целующиеся пары.
В работе: специфические коллеги и лишние обязательства
К сожалению, в отечественных поездах проводники – это уборщики, продавцы, психологи, медсестры и бог знает кто еще. Очень бесят дурацкие обязательства, которые возлагают на проводника.
И коллеги попадаются специфические: проводники нередко скандалят друг с другом при сдаче смены (из-за грязи в вагоне, пропажи или поломки имущества). И слухов со сплетнями хватает – как и в любом преимущественно женском коллективе.
Идеальный пассажир…
...в первую очередь опрятен: соблюдает банальные правила гигиены не только в купе или вблизи своей полки, но и в коридоре, туалете, тамбуре.
Не требует к себе слишком много внимания и уважает мнение других пассажиров, а также время и старания проводника.
Идеальный пассажир не игнорирует запреты: не курит в тамбуре, не пытается сломать дверь в туалет во время следования по санитарной зоне, не уходит далеко от поезда на станции и не провозит через границу ничего лишнего.
Не донимает проводника личными вопросами, не втягивает в задушевные разговоры и тем более не пытается приставать.
Идеальный пассажир всегда благодарит проводника за поездку, тем более дальнюю: словами или шоколадкой – приятно в любом случае.