Театр социальных исследований – новое явление на театральной карте Беларуси. В конце сентября можно было познакомиться с первыми опытами энтузиастов в рамках фестиваля "ТЕАРТ". Это был документальный спектакль "Родные люди".
В Минске успешно развивается документальный театр, или вербатим. Этот вид театрального представления состоит из реальных историй обычных людей, их оживляют актеры, направляемые режиссером. Декорации и музыкальное оформление не очень важны. Чаще всего их нет вообще. Тексты документального театра состоят из наблюдений, документов, протоколов, интервью.
Если заглянуть глубоко в историю, то это знаменитая советская "Синяя блуза" 1920-х. В начале XXI века начались многочисленные опыты в России, а в 2002-м в Москве возник негосударственный Театр.doc. В Минске первые опыты представил Республиканский театр белорусской драматургии. Ему и карты в руки, потому что там проводились читки никому не известных текстов, которые претендовали на выход на большую сцену. Самым ярким оказался поставленный Александром Марченко спектакль "Мабыць?", который сделал попытку раскрыть характер Беларуси.
Что так привлекает создателей и зрителей документального театра? Правда жизни. Не придуманная. Не нафантазированная. Не высосанная из пальца. Правда, принесенная с улицы, из конкретных семей, из судебных разбирательств. Впрочем, у таких спектаклей короткая жизнь. Меняется ситуация – меняются конкретные истории.
Органичным продолжением документального театра стал Театр социальных исследований. Есть и существенное отличие. Социальные исследования редко проникают на государственные сцены. Ими занимаются непрофессиональные актеры, а скорее волонтеры–энтузиасты, которые беседуют с людьми, попавшими в тяжелые жизненные ситуации, и рассказывают их истории со сцены. Здесь не зачитывают документы, а с помощью театра оживляют какой-нибудь сложный жизненный факт и призывают зрителей оказать реальную помощь. Спектакль "Родные люди" – пример такого социального театра.
Все началось два года назад в европейском колледже театрального искусства ECLAB, когда педагог и театральный режиссер Валентина Мороз создала лабораторию социального театра. Для работы в ней был отобран десяток учеников. Им предстояла работа, похожая на журналистскую, – собирать интервью. Одним из первых серьезных спектаклей стал "11 апреля". Это шестая годовщина теракта в минском метро. Событие потрясло нашу страну. Со многими, кто там находился, долгое время работали психологи. Они понадобились и начинающим артистам социальной лаборатории. Все вместе думали о том, как помочь морально травмированным людям вернуться к привычной жизни.
Следующий проект "Родные люди" основывался на официальной статистике о домашнем насилии и Законе, который должен оградить женщин от физических и моральных травм.
Собрать интервью и превратить их в цельный текст помог Алексей Чыканас. Неравенство и дискриминация в семье, по подсчетам ученых, коснулись трети женского населения страны. Доведенные до отчаяния женщины ищут, куда можно убежать хотя бы на короткое время, чтобы прийти в себя и начать другую жизнь. В большинстве рассказанных со сцены историй страдают дети. Насильниками оказываются молодые мужчины. Пьянство, ревность, злая свекровь – частые причины распада семьи. Хорошо, что сейчас существует скромное прибежище для жертв. Туда и направились молодые исполнители в поисках терапии для тех, кому в настоящий момент плохо.
Я рассказала только об актуальности проблемы. Как это реализовано на театральной площадке? Пять или шесть небольших историй режиссер Валентина Мороз уложила в короткий и напряженный спектакль. Оформление скромное. По бокам пролеты дверей. Посередине стол или подиум.
Исполнители не стараются играть роли. Они как бы надевают оболочку своих подопечных на себя и говорят от себя лично. В этом нет актерского мастерства. Есть искренность и подкупающая правда жизни. Такая режиссура сегодня редкость, так как она основана не на поиске формы, а в выявлении смысла. Ни одна история не имеет финала. Все начинается одинаково: телефонный звонок с просьбой об убежище. Потом разные семейные ситуации, а дальше своеобразное обращение к зрителям, с которыми вместе надо обсудить и попытаться решить проблему.
Спектакль не успокаивает. Он тревожит, что делает искусство театра очень востребованным. Возможно, впервые форма лаборатории социального театра смогла доказать, что есть темы, которые касаются не только судебных органов, но и могут прозвучать на театральной сцене. Спасибо за это культурному хабу ОК-16. Приходите, чтобы убедиться.