Около 100 работ - во всех смыслах фантастических - будут экспонироваться до середины апреля в Национальном художественном музее. В Минске впервые открылась выставка Лазаря Хидекеля, одного из адептов супрематизма, архитектора, который проектировал города будущего, ученика Марка Шагала и Казимира Малевича.
Фантастика, прежде всего, в том, что свои космические и экологические города он придумывал 100 лет назад, сидя в самом обычном провинциальном городке. Правда, ему очень повезло с окружением. Витебск 1919-20-х годов - это художественная школа Марка Шагала и объединение Утвердителей нового искусства (УНОВИС) Казимира Малевича.
"Человек жил в провинциальном городе, в котором это невозможно было нигде подсмотреть. И в целом в мире на тот момент невозможно было подсмотреть подобную архитектуру, невозможно было подсмотреть такое искусство, которое изначально придумал Малевич", - рассказала основатель Центра белорусско-еврейского культурного наследия Майя Кацнельсон. Именно благодаря ей во многом стало возможным то, что работы "уновисовца" Хидекеля приехали в Минск.
Хидекель, как и Шагал, уроженец Витебска. А еще это один из первых в мире супрематических архитекторов. Супрематизм, который представлял собой комбинации разноцветных плоскостей простых геометрических форм, придумал Малевич и активно развивал в Витебске вместе со своими единомышленниками в УНОВИС. Они считали, что через такие решения художник становится ближе к "чистому творчеству", а творческая сила человека - самой природе.
![Придумал хэштег и города будущего: в Минске открылась выставка Хидекеля Придумал хэштег и города будущего: в Минске открылась выставка Хидекеля - Sputnik Беларусь](https://cdnn11.img.sputnik.by/img/104395/79/1043957925_0:0:3000:2000_600x0_80_0_0_cf7c193a1c2f70d63673d8ed21627d12.jpg)
Придуманный в Витебске супрематизм потом стал базой для мировых трендов в архитектуре и дизайне. Но до последнего времени о значимости УНОВИС и его талантливых участников говорили только знающие искусствоведы. Это неправильно, посчитали в Минске и устроили выставку.
Шагал или Малевич
Лазарь Хидекель - потомственный архитектор, его отец также проектировал дома. В 14 лет - в нарушение правил - в свою Народную художественную школу его взял Марк Шагал.
"Шагал, когда в 1973 году приезжал в Питер, встречался с отцом. Они вспоминали Витебск, но при этом боялись ехать туда - в Витебск, который был полностью разрушен, в совершенно новый город. То, в чем они жили, абсолютно не сохранилось. А они были старые люди и боялись, что сердце не выдержит", - рассказал сын Лазаря Хидекеля Марк, тоже архитектор.
![Придумал хэштег и города будущего: в Минске открылась выставка Хидекеля Придумал хэштег и города будущего: в Минске открылась выставка Хидекеля - Sputnik Беларусь](https://cdnn11.img.sputnik.by/img/104395/77/1043957745_0:0:3000:2000_600x0_80_0_0_a9820e529c176f67c05bca05a568395a.jpg)
Он был на той встрече Шагала с отцом в 1973-м. Говорит, разговаривали в одной из ленинградских гостиниц, ощущая рядом присутствие людей в штатском. Потому ярких воспоминаний о том разговоре сохранилось немного.
"Что было интересно, что Шагал, когда увидел отца, сказал: "Лазарь, ты был таким талантливым художником, почему ты стал архитектором". А потом добавил: "Лазарь, я тебе так благодарен, ты всегда меня защищал от этого бандита Малевича". Это было потрясающе, когда два человека с такими горящими глазами смотрели друг на друга", - вспомнил Марк.
При этом Малевича, по его словам, Лазарь Хидекель уважал, воспринимал чуть ли не как Мессию. Никогда не называл по фамилии, исключительно Казимир Северьянович.
![Придумал хэштег и города будущего: в Минске открылась выставка Хидекеля Придумал хэштег и города будущего: в Минске открылась выставка Хидекеля - Sputnik Беларусь](https://cdnn11.img.sputnik.by/img/104395/78/1043957822_0:0:3000:2033_600x0_80_0_0_319480a0e6ee4ca060be1bea36031207.jpg)
"Он же помогал ему делать архитектоны, пытался его спасти, представив своему учителю Никольскому - это был известный профессор, который обладал в Ленинграде большим влиянием. Отец представил ему Малевича, и они пытались сделать так, чтобы Малевич читал лекции в Институте гражданских инженеров. И что было удивительно: в Витебске Малевича 15-16-летние подростки понимали и любили, а вот эти студенты, как их называли, белоподкладочники, в Питере его не понимали. Малевич прочел три лекции, и они стали возмущаться: что это нам рассказывают?! И Малевичу не удалось закрепиться в институте..." - рассказывает сын Лазаря Хидекеля.
На открытие минской выставки Хидекеля приехала и Ивона Малевич, внучатая племянница художника. Призналась, что ей немного обидно, что ее именитого родственника ассоциируют только с "Черным квадратом", и напомнила, что вообще-то идея космических домов - архитектонов - принадлежит Казимиру Малевичу.
"Извините, что я это скажу, но мастер - это Малевич. Свою архитектуру и архитектоны он начал делать в Витебске. Когда Хидекель пришел к Малевичу, ему было 14 лет - это был, по сути, мальчик... А УНОВИС - это была не только революция в искусстве, это была революция и в архитектуре. Вся будущая архитектура ХХ века началась в Витебске, где Малевич начал делать свои архитектоны - дома для людей, которые будут в будущем жить в космосе. Посмотрите, они же выглядят как современные космические станции, которые сейчас есть в космосе", - говорит Ивона Малевич.
Sputnik поинтересовался у Ивоны, когда белорусская публика сможет открыть для себя и другого Малевича. Она пожала плечами, сказала, что не знает ответа на этот вопрос.
![Придумал хэштег и города будущего: в Минске открылась выставка Хидекеля Придумал хэштег и города будущего: в Минске открылась выставка Хидекеля - Sputnik Беларусь](https://cdnn11.img.sputnik.by/img/104395/79/1043957993_0:0:3000:2000_600x0_80_0_0_d41a2d7d4137229efb1bf9e8017a5c4a.jpg)
Но так или иначе, именно Хидекель возглавлял в УНОВИС архитектурную студию, даже успел реализовать несколько супрематических проектов, а некоторые его идеи только сейчас находят воплощение.
Такое ощущение, что МКС
Проекты жилища в космосе Хидекель рисовал в начале 1920-х - за 40 лет до полета Гагарина. А еще у него был проект аэрогорода, города на опорах и множество других, как он сам их определял, футуристических городов.
"Очень сложно сказать, что их вдохновило - наверное, они стали некими провидцами, таким сгустком гениальной энергии, который в тот момент оказался именно в Витебске", - рассуждает основатель Центра белорусско-еврейского культурного наследия Майя Кацнельсон.
Современные проекты выросли, в том числе, из супрематизма, предпочитающего простые формы и минимализм, напоминает сын Лазаря Хидекеля Марк и признается, что сейчас вместе с сыном разрабатывает несколько проектов с оглядкой на футуристические идеи отца.
![Придумал хэштег и города будущего: в Минске открылась выставка Хидекеля Придумал хэштег и города будущего: в Минске открылась выставка Хидекеля - Sputnik Беларусь](https://cdnn11.img.sputnik.by/img/104395/79/1043957959_0:0:3000:2000_600x0_80_0_0_1bed9d97d838d5351c1667283836f3ca.jpg)
"Мы сейчас с моим сыном работаем над Bridge-city - так называемый город-мост, который должен защитить Нью-Йорк от наводнений. То есть это будут приподнятые на колоннах структуры, которые в случае чрезвычайных ситуаций позволяют противостоять стихии и защитить людей", - рассказывает Марк Хидекель, по сути, описывая "город на опорах" отца.
Причем на выставке можно будет виртуально побродить по такому городу на опорах - организаторы предусмотрели такую возможность. Чтобы посетители смогли воочию прочувствовать актуальность в ХХI веке идей, придуманных в начале ХХ.
Несколько своих супрематических проектов Лазарю Хидекелю удалось реализовать в 1930-е, пока это было возможно. В том числе соцгородок с продуманной до мелочей инфраструктурой. Марк Хидекель напоминает, что его отец всегда считал архитектуру самой гуманной профессией, призванной думать, прежде всего, о человеке и его комфортной жизни.
![Придумал хэштег и города будущего: в Минске открылась выставка Хидекеля Придумал хэштег и города будущего: в Минске открылась выставка Хидекеля - Sputnik Беларусь](https://cdnn11.img.sputnik.by/img/104395/78/1043957856_0:0:3000:2000_600x0_80_0_0_31e21dc97265ce5d4e9525fb14ebe841.jpg)
"Мне кажется, что супрематизм бесконечно важен сегодня, потому что мир фрагментирован. Вы, наверное, чувствуете это здесь. Мы особенно это чувствуем на западе, когда вообще не осталось единства ни в чем: ни в политике, ни в профессиональной политике, ни в отношении к экологии и архитектуре, к чему бы то ни было. Мир чрезвычайно фрагментирован. И маленькие осколки этого мира очень враждебно относятся друг к другу. А супрематизм - это универсальная система, философия универсального мира, понимание, что мы единый мир и что мы связаны с природой. Такой взгляд необходим. Вот раньше говорили, что красота спасет мир, а мне кажется, что супрематизм спасет мир", - призналась на открытии выставки невестка Лазаря Хидекеля искусствовед Регина Хидекель.
Нам это надо?!
Визуальным символом выставки выбрали пересекающие линии - супрематистскую решетку Хидекеля, внешне очень напоминающую значок хэштега. В Беларуси, которая декларирует себя как IT-страна, сложно было пройти мимо такого образа.
Марк Хидекель признался, что остался впечатлен подходом белорусских специалистов к формированию экспозиции. Когда работы его отца выставлялись в Париже в Национальном центре искусства и культуры Жоржа Помпиду, ему пришлось достаточно долго объяснять местным специалистам, как лучше представить работы. В Минске все было по-другому.
![Придумал хэштег и города будущего: в Минске открылась выставка Хидекеля Придумал хэштег и города будущего: в Минске открылась выставка Хидекеля - Sputnik Беларусь](https://cdnn11.img.sputnik.by/img/104395/80/1043958096_0:0:3000:2000_600x0_80_0_0_81173b65233a1cc1079b11699510db5b.jpg)
"Как сгруппированы работы, как они развешены, как организовано пространство - это сделано на высоком профессиональном уровне. Поэтому хочу поблагодарить хозяев, что они смогли эту достаточно сложную, порой непонятную массу работ правильно разместить и позволить публике правильно понимать это. Это очень важный момент. Как говорил мой отец, Казимир Северьянович (Малевич - Sputnik) порадовался бы этому", - заметил Марк Хидекель на открытии выставки в Национальном художественном музее.
Привезенные в Минск работы - это собственность семьи, уникальный архив, который Хидекель сумел сохранить. Этот архив пережил жуткое наводнение в Ленинграде, сталинские чистки, войну и блокаду и до последнего времени слабый общественный интерес к истории УНОВИС на родине.
![Придумал хэштег и города будущего: в Минске открылась выставка Хидекеля Придумал хэштег и города будущего: в Минске открылась выставка Хидекеля - Sputnik Беларусь](https://cdnn11.img.sputnik.by/img/104395/80/1043958027_0:0:3000:2000_600x0_80_0_0_89856aad3717f6c15ed780fcac6e71f1.jpg)
"Хотел был процитировать Ивону Малевич о том, что УНОВИС - это национальное достояние нашей страны и это национальное достояние мировой культуры. Самое главное, чтобы мы сами поняли, насколько нам самим это нужно. Пока мы этого не поймем, это все останется какой-то не очень понятной историей. Тема авангарда, тема авангарда 20-х годов, которая получает новые и новые витки развития, в том числе при поддержке молодых художников, должна быть национальной идеей нашей страны", - заметил директор Музея истории Витебского народного художественного училища (ВНХУ) Андрей Духовников.
![Придумал хэштег и города будущего: в Минске открылась выставка Хидекеля Придумал хэштег и города будущего: в Минске открылась выставка Хидекеля - Sputnik Беларусь](https://cdnn11.img.sputnik.by/img/104395/80/1043958061_0:0:3000:2000_600x0_80_0_0_143482e5c0325e0980401bb8845d9605.jpg)
Увидеть работы первого супрематического архитектора, уроженца Витебска и большого провидца, на выставке "Нас поймут через 100 лет. Лазарь Хидекель" можно до 15 апреля.