Министерство образования инициировало обсуждение проекта педагогического кодекса. Это свод правил и требований к педагогам, которые должны помочь обеспечить права учеников.
Буллинг и троллинг, оскорбления учителей и учеников, ящики для мобильных телефонов, нагрузки и внешний вид… Спорных ситуаций сегодня хватает в каждой школе. Благодаря интернету многие становятся достоянием общественности.
Какие школьные конфликты поможет разрешить новый документ и чем его можно дополнить, корреспондент Sputnik Тамара Зенина предложила обсудить адвокату Минской областной коллегии адвокатов, неоднократно разрешавшему в суде школьные конфликты, отцу ученицы, Илье Пинхасику и помощнику адвоката, педагогу по образованию, маме ученицы, Елене Чака.
На родительское собрание в очередь
Правила профессиональной этики сегодня есть у представителей многих профессий, например, у адвокатов, медиаторов, медиков. Педагоги, деятельность которых в основном построена на человеческих отношениях, такого кодекса пока не имеют.
В то же время количество ситуаций, способных нарушить и даже прервать учебный процесс, увеличивается в геометрической прогрессии.
Илья: Надо сказать, что основные постулаты этого проекта не новы и уже закреплены законодательно другими документами, например, тем же Кодексом об образовании.
Но есть и некоторые новшества. Например, затронут вопрос о том, что педагоги должны избегать оценок и высказываний, унижающих честь и достоинство коллег, обучающихся и их законных представителей.
Эта норма актуальна в том числе и для интернет-пространства, к которому все еще не принято относиться серьезно. Недавно в СМИ освещался процесс, когда из-за некорректного высказывания педагога в чате конфликт у родителей дошел до суда.
Предельно корректным в своих оценках педагог должен быть в любых публичных выступлениях, в том числе на родительском собрании, где нельзя озвучивать никакую личную информацию о конкретном ребенке.
- Что является личной информацией: оценки ребенка, его поведение?
Елена: Это все и есть личная информация, и высказывать ее можно только законным представителям ребенка. Для всех остальных она может прозвучать, но безоценочно.
Например, можно сказать, что по контрольной три ученика получили десятки, семеро – пятерки-семерки, остальные – тройки-четверки. Однако кто конкретно какую оценку получил, то есть пофамильно, называть нельзя.
Тем более нельзя говорить при всех, что Петров получил тройку и это очень плохая оценка, вообще перечислять, кто хорошо учится, кто плохо. Это прописано даже в Кодексе об образовании. Конечно же, недопустимы высказывания вроде "у Иванова пять двоек, он дурак". Это вообще оскорбление и уже административная ответственность.
- Может классный руководитель на собрании сказать кому-то из родителей: ваш сын сегодня довел до истерики учительницу математики?
Елена: Именно так не может. При всех он может сказать, что на уроке математики произошел инцидент, когда один ученик сделал что-то неприятное. Но подробности инцидента может рассказать только родителям этого ученика индивидуально.
- Получается, что на родительском собрании папы-мамы должны стоять за дверью и входить по очереди на индивидуальную консультацию?
Елена: На собрании в присутствии всех решаются только общие вопросы, которые не разглашают никакой личной информации: общая успеваемость, какие контрольные написали, к каким готовиться, какие экскурсии планируются и т.д.
Сейчас всех педагогов обязали выделить время для личных консультаций с родителями, во время них и нужно обсуждать оценки и поведение конкретных учеников с их родителями.
Играл в телефоне и получил десятку
- Нужен ли нам этический кодекс ученика?
Илья: Правила поведения учеников прописаны локально в уставах каждого учреждения. Но они не должны ограничивать права и свободы учащихся и ухудшать их правовое положение по сравнению с действующим законодательством.
- А где грань между правилами поведения и нарушением свобод? Например, так и не определили, мобильные телефоны все-таки отнести к нарушению поведения или к нарушению свобод учащихся?
Илья: Мобильная связь – это в первую очередь средство коммуникации. Понятно, что некоторые ученики их используют для игр. В то же время в них или других гаджетах можно смотреть и учебную литературу. Законодательно использование мобильных телефонов в учебных заведениях не запрещено, за исключением некоторых заведений, например, академии МВД или так называемых силовых ведомств, где это связано с защитой государственной тайны и служебной информации.
- Что делать учителю, если ребенок внаглую весь урок играет в приложения на телефоне?
Илья: Вежливо попросить этого не делать, сообщить о его поведении законным представителям, наконец, сообщить администрации школы.
Но жаловаться именно на наличие у ученика телефона учитель не может. Он может пожаловаться на то, что ученик плохо усваивает или отказывается усваивать материал.
Если это мешает другим ученикам, можно сделать замечание, в том числе в дневник, и сообщить законным представителям. При этом, если ученик демонстрирует хорошие знания, то, кроме замечаний о нарушении правил поведения, указанных в Правилах внутреннего распорядка школы, ему нечего предъявить, даже если он "сидит" в телефоне весь урок.
Отбирать мобильные телефоны нельзя – это частная собственность либо самого ученика, либо его родителей.
Да пошла ты! Оскорбление или нет
- В последнее время произошло несколько громких случаев, когда учителя использовали ненормативную лексику. Но ученики используют эту лексику значительно чаще. Кого и как наказывать?
Илья: Если человек, неважно, учитель или ученик, ругается нецензурной бранью без причины, проявляя тем самым неуважение к окружающим, это хулиганство и наказывается соответственно.
Можно написать заявление в правоохранительные органы либо на взрослого, либо, если это ребенок, который не достиг возраста привлечения к ответственности, на его законных представителей.
С них также можно взыскать материальную компенсацию морального вреда в гражданском процессе за ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию ребенка.
Но есть ситуации, при которых даже нецензурная брань не станет трактоваться как оскорбление. Например, если учителю на ногу упал шкаф или он отвернулся к доске, а в это время в спину больно влетел учебник, и человек не сдержался и ругнулся. Такая ситуация состава административного правонарушения не содержит.
- А если ученик по-хамски ответит учителю: "Да пошла ты!" Это оскорбление чести и достоинства?
Илья: Все зависит от формы и тона. Если он укажет, куда пошла, это вообще будет хулиганство. Если назовет учителя, допустим, дураком или еще хуже, – это оскорбление. Но если скажет: "Марья Ивановна, мне ваш предмет не интересен", – это не будет оскорблением.
Скажу больше, если ученик обратится к учительнице на "ты", например, "Маша, мне вообще не нравится, как ты объясняешь", – это тоже не будет оскорблением! Можно только расценить как грубость.
Не "тыкай мне"
Елена: Нормы о том, как обращаться к учителю, на "ты" или на "вы", равно как и нормы обращения к ученику нигде не прописаны. Это устоявшиеся в нашем обществе правила, хотя в некоторых странах учителя и ученики обращаются друг к другу на "ты", в некоторых – на "вы".
Илья: В царской России в гимназиях или даже в советские годы в некоторых учреждениях образования было обоюдное обращение на "вы". В наше время в России были попытки урегулировать этот вопрос законодательно, но они так ни к чему и не привели.
Поэтому я бы дополнил педагогический кодекс нормой о равнозначном обращении учеников и учителей по взаимной договоренности с учетом возраста и обстоятельств, в школе во время учебного процесса или в свободное время за пределами учебного учреждения.
Елена: Некоторые учителя, кстати, уже придерживаются правила называть своих учеников на "вы", и, мне кажется, дети при таком обращении чувствуют большую ответственность.
Страшная тайна про Машу и Петю
В проекте нового документа есть пункт о том, что педагогический работник не должен сообщать другим лицам информацию, доверенную лично ему обучающимися.
- Какой именно информации это касается? Если ученик жалуется учителю на то, что его кто-то оскорбляет, должен ли учитель хранить эту тайну?
Илья: Если учителю сообщают о противоправном поведении кого-то или если ребенок жалуется на то, что у него все плохо, его обижают, травят, если он ходит подавленный, плохо одетый, а, может, даже у него появились синяки, такую информацию игнорировать нельзя.
Ее нужно довести и до администрации школы, и до законных представителей ребенка, вплоть до правоохранительных органов. В Кодексе об образовании есть статья о том, что ребенок имеет право на охрану жизни и здоровья.
Но если ситуация незначительная, например, у кого-то забрали карандаш, то учитель может сам аккуратно поговорить с детьми и попытаться уладить.
А если конфликт затяжного характера и в него вовлечены родители, лучше обратиться к медиатору.
Но если учителю сообщили страшную тайну о том, что "Маша любит Петю", это нельзя ни передавать никому, ни смеяться над этим.
Целуются, а потом беременеют в 9-м классе
Любовь между старшеклассниками, которая случалась во все времена, не отнесена ни к каким нормам. Но сегодня поведение некоторых молодых людей не всегда бывает адекватным.
- До какой степени в школе может доходить демонстрация отношений между подростками, можно ли на переменке, например, обниматься или целоваться, и как на это должны реагировать учителя?
Илья: Если молодые люди обнимаются корректно, не нарушая морально-нравственные ценности окружающих, это одно. Это вопрос больше житейский. За поцелуи еще никого к ответственности не привлекали. В любом случае, учителя должны реагировать на это тактично.
Другое дело, если "объятия" зайдут слишком далеко. Хотелось бы напомнить, что вступление в половую связь с лицом, которому менее 16 лет, влечет уголовную ответственность. А в общественном месте подобное расценивается еще и как хулиганство.
Но повторю, замечания можно делать только вежливо и тактично, чтобы, пресекая одно неподобающее поведение, не создавать другое. Например, нельзя сказать: "Целуются тут, а потом беременеют в девятом классе". Это уже на грани с оскорблением.
Когда ребенок "кошмарит" весь класс
Во многих классах есть дети, которых называют "неуправляемыми". Создается впечатление, что они не отдают отчета своим действиям, могут ударить одноклассника, запугать вообще весь класс.
Как правило, у таких детей родители относятся к одной из двух категорий. "Он мужик, должен уметь за себя постоять", – утверждают одни. Другие беспомощно просят: "Сделайте с ним что-нибудь, он меня не слушает".
- Как быть учителю, когда он понимает, что перед ним агрессивный ребенок, от которого могут пострадать или уже пострадали другие дети? Как не нарушить этические и законодательные нормы?
Илья: Такие дети, которые "кошмарят" весь класс, действительно есть в каждой школе. Сначала необходимо поговорить с родителями. И, если они займут одну из вышеперечисленных позиций, нужно пробовать обвинить их в неисполнении своих обязанностей по воспитанию детей.
Для этого ставится в известность администрация, психологи, с 10 лет предусмотрена постановка на учет в ИДН.
Елена: Конечно, это процесс долгий и неприятный, но если замалчивать и не обращать внимания на таких агрессоров, то однажды все может действительно закончиться бедой. И тогда отвечать будет в том числе и учитель, который предвидел, но ничего не предпринял.
- Если учитель стал свидетелем травли одного из детей или знает о фактах буллинга, кого он должен позвать на помощь?
Илья: Учитель должен действовать в интересах ребенка, обращаться к социальному педагогу, конечно, взаимодействовать с родителями. В случае сильного давления можно обращаться в правоохранительные органы.
Когда весь класс против одного ребенка, необходимо выявить инициаторов травли, как правило, это несколько человек, а не весь класс, и провести работу с ними и с их законными представителями.
Родители-пьяницы
Строить отношения и избегать конфликтов учитель должен не только с учениками, но и с коллегами. В проекте профессионального кодекса целая глава посвящена этическим требованиям во взаимоотношениях между самими педагогами.
Собеседники Sputnik считают, что свод этих правил необходимо дополнить нормами о том, как должен реагировать один учитель на нарушения другого.
Елена: Допустим, ситуация: молодая учительница заметила (или ей пожаловались дети), что коллега с многолетним опытом может себе позволить накричать на ученика, не пустить в туалет, оскорбить или даже намекает на коррупционные отношения. Но пожаловаться она боится, потому что у старшей коллеги в коллективе есть определенное лобби.
Не секрет, что некоторые учителя знают о нарушениях своих коллег, но по разным причинам просто боятся об этом заявлять. Боятся за отношения в коллективе, с администрацией, опасаются вовсе быть уволенными.
Илья: В такой ситуации, во-первых, нужно попробовать в тактичной форме обратиться к самой коллеге. Если та не реагирует, надо обращаться к руководству школы.
Либо в школах должны быть созданы какие-то комиссии по этике, как, например, у медиков, которые помогут разобраться в ситуации и защитить все стороны. Регламент поведения в подобных ситуациях может появиться и в новом документе.
- А если возникнет еще одна не редкая для школы ситуация: серьезный конфликт ученика с учителем?
Илья: Я бы предложил такой выход: до урегулирования конфликта произвести замену педагога либо обеспечить присутствие третьих лиц на уроках.
Елена: Новый документ затрагивает и такую тонкую категорию отношений, как обсуждение: например, нельзя обсуждать с обучающимися и их законными представителями недостатки своих коллег.
Хотелось бы дополнить, чтобы и учителя не допускали обсуждения своих учеников и их родителей, если они не касаются непосредственно образовательного процесса.
Например, учителя младших классов делают обход учеников на дому, чтобы узнать, в каких социальных условиях живут дети. Они могут отметить то, что у ребенка нет нормального места для учебы или отдыха и попросить у коллеги совет, как тактично сообщить родителям о том, что ситуацию необходимо исправить.
Но сказать: "Ивановы едят серебряными ложками, я тут сфоткала – глянь", – это должно быть недопустимо.
Моральный облик родителей, каким бы он ни был, тоже можно обсуждать, только исходя из образовательных и моральных норм. Если семья состоит на учете в СОП, то учителя могут констатировать как факт, что родители пьют и не занимаются ребенком.
Но даже если семья состоит на учете, фраза "у него родители – пьяницы" является субъективной и оскорбительной, независимо от того, как кто выглядит.
Другое дело, если учитель замечает явные изменения в поведении и внешнем виде ребенка в худшую сторону, он может высказать свои опасения с целью проведения всех необходимых процедур по защите такого ребенка.
Свод этических правил педагогов можно обсуждать до 1 марта. Хочется надеяться, что документ, который появится в результате этих обсуждений, сможет действительно помочь и учителям и ученикам, а также их родителям.
Читайте также:
- Конфликты учеников и учителей: Минобр рассказал об алгоритме действий
-
Школьные учителя рассказали, что на самом деле думают о реформе образования