Около половины жителей больших белорусских городов до революции составляли евреи. В Минске и Витебске иудеями по переписи 1897 года были 52% горожан, в Могилеве – ровно половина, в Гродно – 48%. А еще было множество штетлов – местечек, где евреи часто составляли абсолютное большинство.
"Для этой территории было характерно тесное соседство людей разных национальностей. Евреи жили рядом с белорусами, татарами, представителями других народов. Естественно, происходил активный обмен и взаимопроникновение культур. Вы знаете, к примеру, что в белорусском языке много слов, созвучных с идиш. Та же бульба, мама, тата (на идиш "бульбэ", "мамэ", татэ"). Как и "цэгла", "дах", "цвік", – рассказывает основатель Центра белорусско-еврейского культурного наследия Майя Кацнельсон.
Майя – из интернациональной семьи, у нее есть и еврейские, и белорусские, даже испанские корни.
"Вот как мне это наследие в себе разделить? И таких людей, как я, на этой земле огромное количество", – говорит Майя.
Центр появился около года назад. Несколько молодых людей собрались и решили, что не нужно делить общую историю. Нужно рассказывать о культуре, наследии и знаковых людях, которых рождала эта земля, чтобы иметь повод и для гордости, и для вдохновения, и для понимания самих себя.
"Сейчас очень хорошее время для отклика. Люди находятся в каком-то поиске своих корней, своей идентичности. Никто больше не хочет верить, что Беларусь – это только хатки и лапти. Этот этап мы прошли. И наша деятельность показывает, что что-то большее действительно есть – открывает забытые и неизвестные большинству страницы истории", – говорит Майя Кацнельсон.
Есть легендарная британка Эми Уайнхаус, чьи предки родом из Ракова, есть Лазарь Хидекель из Витебска, чьи архитектурные проекты были придуманы сто лет назад и даже сейчас опережают время. И есть еще множество имен и явлений из прошлого, о которых многие жители Беларуси и не подозревают.
О Шагале раньше тоже не знали
О евреях в Беларуси чаще всего говорят в контексте войны, трагедии и Холокоста. Эта тема периодически звучит, причем на самых разных уровнях.
"Уже проделана большая работа, чтобы люди понимали, что такое Холокост. И эта работа, безусловно, должна продолжаться. Но, кроме трагической истории, есть огромный пласт культуры, который в связи с различными обстоятельствами был просто утерян. Иногда я сталкиваюсь с тем, что люди не понимают, кто такие евреи и что они здесь делают, не знают о многовековом соседстве этих народов и как это повлияло на мировую культуру и искусство! К примеру, тот же УНОВИС – это очень известное явление в мире, это, по сути, наше национальное достояние. Темой, конечно, занимались, но если спросить обычного человека на улице, он ничего не знает. Раньше такая же ситуация была с Шагалом, с Сутиным. И таких имен очень много, но о них пока знают только искусствоведы", – говорит Майя.
Свою задачу команда Центра видит, в том числе, и в том, чтобы вернуть такие имена в национальный контекст.
Майя признается, что раньше сама ничего не знала о первом супрематистском архитекторе Лазаре Хидекеле и практически ничего – о художественном объединении УНОВИС. А сейчас министр культуры страны, говоря о самых важных событиях 2020 года, называет, в том числе, и юбилей объединения витебских супрематистов.
"Это частная инициатива, выросшая в проект национального масштаба, который поддерживается МИДом и находится под патронатом ЮНЕСКО. Он имеет серьезных партнеров и стал брендом. Это, конечно, суперпобеда. Потому что еще около года назад, когда мы были в поисках спонсоров, откровенно говоря, было очень сложно найти партнеров. Не было такого, что мы пришли, а нам сказали: "Ребята, это очень классно, давайте делать". Нет, было много отказов и слов: "я не знаю, что это такое, и не понимаю, зачем мне в этом участвовать", – признается Майя.
Масштабный проект #UNOVIS100 в итоге стал возможным благодаря партнерству Центра c Музеем истории Витебского народного художественного училища и поддержке бизнеса. Напомним, выставку работ Лазаря Хидекеля сейчас можно увидеть в Национальном художественном музее.
Проект – это не только выставка. Это и международная архитектурная премия, и образовательная программа, и международная конференция, и толстовки с работами и цитатами Хидекеля, Малевича и Лисицкого.
"Все проекты мы делаем с привлечением профессионалов, искусствоведов, историков, у нас есть экспертный совет. Но в то же время мы стремимся к тому, чтобы проект стал в хорошем смысле модным. Например, в #UNOVIS100 мы сделали коллаборацию с белорусским дизайнерским брендом одежды, мы привлекли молодых белорусских архитекторов и IT-специалистов – для развития этой темы в виртуальной реальности. На вполне классической выставке есть IT-технологии. При этом к печати готовится большой каталог с пятью статьями международных экспертов в области русского авангарда и творчества Хидекеля. Но в совокупности это стало проектом, который не напугал людей, они не подумали: "Ой, я не слышал это слово, поэтому не пойду, чтобы не показаться глупым". Наоборот, для людей не из научной среды это стало очень привлекательным", – объясняет Майя цель своей работы.
Имя не так уж важно, важно, что будет дальше
При этом популяризация забытых имен и явлений – не самоцель. Свою задачу команда Центра видит и в том, чтобы это культурное наследие вернулось в национальный контекст и нашло продолжение в современных белорусах.
"Важно не просто рассказать о ком-то. А сделать так, чтобы случился отклик. Ведь человек, который знает свою историю и знает, что ему есть чем гордиться, чувствует себя гораздо увереннее… Как пример, недавняя ситуация.
В день рождения Лазаря Хидекеля 29 февраля мы сделали вечеринку. На нее специально приехала семья Хидекелей. И вот в какой-то момент забегает парень, ищет глазами Марка Лазаревича – сына Хидекеля, подходит и говорит: "Вы ведь сын Лазаря Хидекеля? Я прямо сейчас еду на вокзал и перед отъездом хотел вам рассказать историю – мне кажется, вам будет приятно ее услышать. Я архитектор, у меня своя студия. Завтра в Москве открывается международная выставка дизайна и архитектуры… Раньше я толком ничего не знал об УНОВИС, но осенью, когда в Беларуси впервые вручали премию имени Лазаря Хидекеля, я побывал на вашей лекции. И после этого полностью изменил концепцию своего проекта, мы сделали его супрематическим и посвятили Лазарю Хидекелю, уроженцу Витебска, написали посвящение, которое появится на выставке и всех отчетах"… Понимаете, как это работает? Это становится идеей, которую подхватывают, находят в ней опору и вдохновение, которая прославляет нашу страну", – говорит Майя.
Кроме того, в партнерстве с Центром Школа архитектурного мышления разработала специальную программу детских мастер-классов по мотивам творчества УНОВИС и его основателей, эти мастер-классы сейчас проходят в Национальном художественном музее.
Вернуть Беларусь миру
Еще одна цель, которую ставит перед собой команда Центра белорусско-еврейского культурного наследия, – открыть Беларусь миру.
"Наша миссия – поднять тему белорусско-еврейского наследия на уровень национального бренда, неотъемлемой части истории и культуры Беларуси и мировой еврейской истории. Потому что, несмотря на всю ценность этого наследия, Беларусь в мире не звучит должным образом. А еще нам кажется важным вернуть наследников к корням. Практически в каждом нашем проекте звучит: одна из целей — делать выходцев из Беларуси и их наследников полноценными участниками культурного процесса нашей страны", – говорит Майя.
В этом смысле очень показательна реакция, к примеру, семьи легендарной британской певицы Эми Уайнхаус. Выставка "Эми Уайнхаус: Семейный портрет" была первым проектом Центра. Это был единственный показ экспозиции Еврейского музея Лондона в СНГ и последний в мире.
"Идеей привезти выставку загорелся Гете-институт, но к тому моменту она уже закончила свое существование, дальнейшие показы не планировались. Но так получается, что и Еврейский музей Лондона, и семья Уайнхаус соглашаются сделать исключение для Минска. И в это же время создается наш Центр. Выставка приезжает в Минск, и этот последний показ приобретает совершенно особое значение, потому что это стало возвращением семьи на родину впервые со времен эмиграции в 1890 году", – рассказывает Майя.
При этом в Беларусь наследники Уайнхаус ехали с некоторой настороженностью.
"Уайнхаусы рассказывали, как друзья перед поездкой спрашивали их: "Зачем вы едете в Беларусь?", как давали советы: "Вы там особо ничего не критикуйте"… Они не представляли, куда едут. Но впоследствии и им, и другим нашим гостям, наследникам здесь очень нравится. Они чувствуют здесь такую любовь и интерес – и к себе, и к их предкам. Вот Хидекели уже три раза приезжали. И мы со всеми на связи, они еще обязательно приедут", – говорит Майя.
Уайнхаусы тоже потом вернулись, чтобы съездить в Раков. Именно оттуда родом их предок, прадед Эми – Бенджамин Вайнгауз. Об этом стало известно из архивных документов, которые специально нашли к проекту об Уайнхаус.
"Летом на открытии выставки присутствовала директор Еврейского музея Лондона, которая прилетела на 12 часов просто для того, чтобы сказать, насколько важно то, что эта земля снова принимает своих детей и что они снова могут чувствовать себя здесь как дома. Очень многие наследники тех, кто уехал давно, не знают, чего ожидать от Беларуси. Многие либо хранят обиду поколений – такое бывает – либо страх неизвестности. В этих же проектах семьи принимали активное участие", – рассказывает Майя.
Не закончен и проект об уроженце Минска, выдающемся портретисте Моисее Наппельбауме, в прошлом году отмечали 150 лет со дня его рождения.
Нужен музей?
В перспективе хотелось бы создать большой современный технологичный музей, говорит Майя, одно или несколько мест, в которых можно было бы разместить культурное пространство и мультимедийный проект. Но над концепцией еще предстоит работа.
"Современный музей – это, прежде всего, деятельность. Это и выставки, и образовательная программа, и развлекательные мероприятия, научная и исследовательская деятельность. У нас нет большой коллекции, потому говорить о музее в классическом понимании мы не можем. Но сегодня музеи создаются на базе мультимедиа технологий, и важно скорее, как подается информация", – убеждена Майя.
"Пока мы существуем в режиме "летающего музея". То, что пока у нас нет своего пространства, оказалось на начальном этапе даже к лучшему. Мы работаем на национальных площадках, делая проекты важными для всех и поднимая тему на нужный уровень. Я не сомневаюсь, что у нас появится свое пространство – но надо понять, какое оно должно быть концептуально. В чем особенности еврейской истории Беларуси", – признается Майя.
В этом году в Минске планируется большая международная научная конференция "Историческое и культурное наследие евреев Беларуси сквозь века". Подано более 100 заявок, приедут исследователи из США, Великобритании, Израиля, России, Германии, Литвы, Украины, Польши…
"Можно взять много громких имен, и проехаться на них. Но гораздо важнее услышать каждое имя, которое мы поднимаем, и все, что за этим именем стоит. И, конечно, важно понять, в чем особенности белорусско-еврейской идентичности и культуры", – подводит итог Майя.
Читайте также:
- "Рационально": потомки архитектора-новатора оценили застройку Минска
-
Лукашенко рассказал о своем видении "Черного квадрата" Малевича