Андрей Козлов, Sputnik.
Еще перед началом фестиваля, когда стало известно о том, что в конкурсе примет участие китайский танцовщик, заговорили о том, что именно ему достанется главный приз. Говорили даже об этом открыто. Юйчен Яо ожидание всех оправдал и взял Гран-при в эквиваленте 5000 долларов.
Публика голосует ногами, а жюри — баллами
"Это конкурс, и справедливости искать здесь нет смысла", — такими словами подвела итог всего фестиваля в Витебске российский театральный критик Лариса Барыкина, возглавляющая на IFMC экспертный совет. Эта структура вручает свои премии, но не может повлиять на распределение итоговых мест, за них отвечает жюри.
Субъективность жюри проявилась еще на предварительном этапе, когда в финал не попали работы известных российских хореографов Константина Кейхеля и Ильи Оши, а также постановка Театра танца Skvo's Dance Company из Минска.
"Я бы не хотел обсуждать решения жюри. Потому что как публика голосует ногами, так жюри голосует баллами. И компьютер, защищенный компьютер, считает средний балл из наших оценок. А потом нам дают список тех, кто вышел вперед и победил. Мне, например, номера Константина Кейхеля очень понравились. И они вполне могли бы быть в финале. Вообще, борьба была очень плотной", — рассказал руководитель балетной труппы Большого театра Беларуси и член международного жюри Юрий Троян.
По его словам в этот раз на фестивале не было каких-то шедевров, но не было и откровенно слабых номеров.
"Я знаю массу талантливых людей, которые никогда не побеждали на конкурсах, но являются яркими и самобытными как хореографами, так и исполнителями. Такие конкурсы и фестивали дают пищу для головы и сердца. Даже я сюда езжу для того, чтобы поучиться", — добавил Юрий Троян.
"Знаете, мы привыкли, что если приезжают китайцы, то они уезжают отсюда с премиями. Совершенно прекрасный мальчик Юйчен Яо, который получил главную награду. Но, мне кажется, в этот раз он получил Гран-при за личное исполнительское мастерство, нежели за хореографию. Потому что не было пластического разнообразия, как было, допустим, лет 8-10 назад, когда китайские танцовщики также побеждали в конкурсе. Тогда не было вопросов — они были безусловно первыми танцовщиками на конкурсе", — отметила Лариса Барыкина.
After before
Обладатель первой премии международного конкурса — совместный проект Польши и Беларуси. Хореограф Мацей Кузьмински поставил спектакль для студентов Белорусского государственного университета культуры и искусств. Особенность работы в том, что на сцене убраны все кулисы, и большую часть спектакля танцовщики исполняют без музыки и очень синхронно, а заканчивается действо бессмертным хитом "Knockin' on Heaven's Door" ("Стучась в ворота рая").
Работа "After before" ("После До"), на первый взгляд, о современной проблеме беженцев.
"Тема беженцев для нас не характерна? Почему? Расскажите это жителям Бреста", — удивился ассистент хореографа Николай Михайлов.
"After before" глубже отдельно взятой темы. Современная хореография и вовсе — искусство наслоения различных сюжетов.
"Когда работа была на стадии замысла, Мацей говорил о том, что тематику следует сделать шире. "After before" — "После до": состояние того момента, когда ты все оставляешь, и не знаешь, что тебя ждет впереди. Мы выступали без одежды сцены, кулис, задника. Никакой тайны — пустота. И только в конечном итоге мы пришли к тому, что эта работа все-таки о беженцах, нужно остановиться на этой теме", — подчеркнул Николай Михайлов.
В следующем году пройдет юбилейный XXX Международный фестиваль современной хореографии в Витебске IFMC.